Искусство витража.
От истоков к современности

Вирджиния Чиффо Рагин, Мэри Клеркин Хиггинс

300 цветных иллюстраций





Все издания книги





  


 

авторы

Вирджиния Чиффо Рагин – профессор истории искусства в колледже Святого Креста в городе Ворчестере (Массачусетс). Она активно занимается исследованиями в области искусства и архитектуры Средневековья и эпохи Возрождения, а также изучением современных и средневековых витражей, является автором нескольких трудов по теории и истории искусств.
Мэри Клеркин Хиггинс возглавляет студию витражей «Клеркин Хиггинс» в Нью- Йорке. Ее работы эскспонировались на многих выставках в США и Канаде. Она является авторитетным дизайнером и художником-реставратором, работавшим со средневековым и ренессансным стеклом в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Институте искусств в Детройте. Она внесла вклад в сохранение витражей современных мастеров – Уильяма Морриса, Луиса Тиффани, Франка Ллойда Райта, Марка Шагала и Анри Матисса.
 
 

Трудно передать уникальное ощущение, когда вокруг разливается разноцветное сияние витражей храма. Великолепные по красоте и значимости, они украшают здания от соборов Флоренции и Шартра до частных домов. Витражи в равной степени очаровывают искусствоведов, историков, верующих и просто любителей искусства.

«Искусство витража. От истоков к современности» – подробное исследование процесса становления искусства витража в сопровождении прекрасных цветных иллюстраций. Автор стремится выделить и описать все значимые периоды в истории витражей, исследовать источники их возникновения, процесс изготовления, символизм и историко-культурный контекст.

Искусство витража – хрупкое и в то же время монументальное. Содержание и цветовое решение того или иного окна полностью зависело от желания заказчика. Оно со- вмещает в себе функции декоративного и архитектурного элемента, а также полотна, требующего изысканной росписи. Исследуя все ступени развития этого вида искусства, можно проследить важные исторические и социальные изменения в культуре и обществе. На витражах могли изображать покровителей, знатных людей, членов королевской семьи, ангелов и святых в Средние века, героев в период Реформации и Возрождения, и всегда окна являются сокровищем и культурным достоянием, отражением религиозной и социальной системы европейской цивилизации.

Книга предоставляет разнообразную информацию об этом сложном явлении, которое находится на пересечении нескольких видов искусства. Рассказывая о капеллах и соборах, коммерческих центрах и частных домах, автор соединяет прошлое и настоящее. Абстрактный современный дизайн, как и классический витраж, обращен к широкой аудитории, и для его изготовления использовались материалы, которые описаны в книге Теофилуса XII.

Вирджиния Чиффо Рагин стремится охарактеризовать все основные мастерские и художников, работавших в готическую эпоху великих соборов и в современном культурном пространстве.

 

Оглавление

Введение6
История и символика искусства витража10
Происхождение витража, материалы и искусство глазурования32
Возрождение монументальной архитектуры и витраж в ней56
Эпоха великих соборов XIII–XV веков84
XV–XVI века. Трансформация рисунка112
Монументальные витражи эпохи Возрождения142
Возрождение искусства витража в Великобритании и Америке168
Возрождение Средневековья и Ренессанса в Западной Европе196
Радужное стекло, модерн и «Прикладное искусство»224
Витражи XX века252
Словарь терминов282
Общая библиография283
Библиография по главам284
Именной указатель287
 

Введение

Большую часть своего времени человек проводит в различных строениях. Здания нуждаются в хорошем освещении, и, как показывает практика, естественное освещение гораздо лучше электрического света подчеркивает архитектурные особенности. Чтобы удовлетворить потребность человека в естественном, но при этом приглушенном свете, постепенно развивалось искусство витража. Витражи проектируются в соответствии с архитектурным ансамблем, в них солнечный свет преломляется и создает столь важную для храма атмосферу таинственности и причастности высшим сферам.

В Средние века становление искусства витража было напрямую связано с активным храмовым строительством. В ярких витражных композициях заключались послания о спасении души, представления о средневековом обществе и его правителях. В период Ренессанса к традиционным витражным окнам добавились гризайли, напоминающие полупросвечивающие гобелены. На них в меньшем масштабе изображались сюжеты из жизни местной общины и некоторые семейные сцены. Также в период Возрождения храмы нередко украшались круглыми витражами из единого куска стекла. Эти небольшие произведения особенно интересны, так как они расписывались художниками в индивидуальной авторской манере, а все прочие – согласно религиозным живописным канонам.

После проведения церковной реформы отношение к религиозной живописи изменилось на севере Европы, особенно в Англии. Все более популярным становился стиль барокко, поэтому витражи больше не играли решающей роли при строительстве храма. Ситуация изменилась, когда постепенно началось возрождение готических и романских строений. Приверженцы этих стилей стремились вновь сделать витражи основополагающей частью религиозных и светских построек.

Изучение необычных витражных ансамблей представляет собой большой интерес для исследователей. Международная организация искусствоведов «Corpus Vitrearum» включает в себя ученых из почти полутора десятков стран, которые постоянно занимаются поиском ценных образцов витражей, их оценкой, публикацией научных трудов и фотоматериалов. Компания также занимается сбором средств на восстановление наиболее ценных памятников архитектуры. Дважды в год при поддержке общества проводится симпозиум ученых, на котором зачитываются доклады о различных научных и технических экспериментах с витражами, об исследовании средневековых окон и окон Ренессанса.

В начале XX века развитие витража сделало новый виток. Искусство постепенно становилось все более светским; уже не традиция, а отдельные художники стали законодателями моды и стиля. Теперь элементы витражных композиций используют для оформления дворцов правосудия, спортивных комплексов, административных зданий, голов-ных офисов компаний и даже для частных домов. Витражи можно встретить в мечети в Саудовской Аравии, в торговом комплексе в Рио-де-Жанейро и в спортивных центрах Токио. Техника их создания постоянно совершенствуется, появляются новые разработки по производству более тонких и прозрачных витражей, художники экспериментируют с различными типами краски. Использование шелковых экранов, фотографического нанесения рисунка, эмалевых красок, особой гравировки и классическая техника росписи позволяют создавать непохожие авторские витражи чудесной красоты.

Благодаря новым технологиям изготовление витражей постоянно растет. Мировое строительство также идет быстрыми темпами, поэтому многие ценные памятники архитектуры исчезают с лица земли. Даже сохранившееся историческое наследие памятников средневековой архитектуры подвержено отрицательному влиянию окружающей среды и находится под угрозой. В настоящее время государственные общества по охране и реставрации памятников являются неотъемлемой частью культурной политики всех европейских стран. Но никто не может с уверенностью сказать, какие из архитектурных сооружений выдержат испытание временем. Именно на этапе ухудшения состояния экологии необходимо обратить внимание на проблему разрушения архитектурных ансамблей, а вместе с ними и лучших образцов витражного искусства. Все они должны находиться под защитой государства и иметь статус национального достояния.

Мода в сфере искусства весьма изменчива. В соборе Парижской Богоматери готические окна были демонтированы, на их место пришли обыкновенные, нефигурные гризайли. Такое случается даже тогда, когда витражи высоко ценятся. Одно время считалось, что современный художник сможет сделать аутентичную копию старинного витража, однако работа не могла быть выполнена с должным профессионализмом. Переходным был вариант, когда часть разрушенной композиции заменялась новой. Для этого всегда выделялось достаточно средств, а художники стремились возродить красоту и гармонию храмов. Основным недостатком такого активного обновления является то, что новые фрагменты не всегда сочетаются с оригиналом.

Витражное искусство не терпело суеты и не признавало авторской индивидуальности. Художник стремился не только воплотить все культурные и духовные ожидания своего времени, но и сохранить актуальность витража для всех последующих эпох. Покровители мастеров витражного искусства осознавали высокое социальное значение каждого созданного образа и каждой композиции. Они отражали все главные события, происходившие некогда в данном приходе или округе. В них можно различить приоритеты их создателей. Витражи несут в себе зашифрованное послание от наших предков, вложивших часть своей души в эти произведения искусства.