Импрессионизм в русской живописи

Вячеслав Филиппов





Все издания книги





  


 

Цель этой книги - внести ясность в запутанный вопрос о наличии импрессионизма в русской живописи, существование которого оспаривалось многими исследователями. Решая увлекательную задачу - посмотреть на русскую живопись с точки зрения ее стилистического развития, автор предпринял попытку распутать сложный и запутанный клубок историко-художественных проблем. Импрессионизм, зародившись во Франции, проявился и в других художественных школах. При этом имело место не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, не исключающий национальной специфики. Для русского искусства импрессионизм оказался открытой во времени и пространстве системой, значение и ценность которой еще не исчерпаны.

 

Содержание

Введение4
Что такое импрессионизм8
Что такое русский импрессионизм32
Истоки и первое знакомство58
Реализм - импрессионизм. Репин. Суриков72
Импрессионизм и пейзажная живопись102
Исаак Левитан124
Валентин Серов140
Константин Коровин162
"Союз русских художников"186
Борисов-Мусатов. Грабарь. Юон122
Импрессионизм и мастера русского авангарда258
Импрессионизм как мода280
Импрессионизм и советская живопись292
Заключение314
Указатель имен и произведений318
 

Введение

В свое время, в конце 1950-х годов, крупнейший отечественный историк искусства Алексей Александрович Федоров-Давыдов, сетуя на ограниченность лексикона советских искусствоведов, говорил, что они несчастные люди, ибо для художественного анализа и определений имеют всего три слова: "реализм", "формализм" и "натурализм". Ныне словарный запас исследователей изобразительного искусства вырос неизмеримо. Так, достаточно прочно в научный лексикон вошло и слово "импрессионизм". Его постоянное, к месту и не к месту, употребление требует уточнения.

Настоящее издание является первой попыткой исследования ряда сложных проблем, касающихся как импрессионизма вообще, так и его русского варианта в частности. Об импрессионизме написаны сотни книг, кажется, сказаны все слова. И тем не менее многое еще нуждается в разработке и дополнении. Задача данной работы -внести хотя бы некоторую ясность в запутанный вопрос о наличии импрессионизма в русской живописи. Для этого необходимо прежде всего создать свой научный инструментарий, определить стадиальные признаки и категории импрессионизма. Анализируя классический французский вариант этого течения, можно установить его характерные черты, заключающиеся в пленэрном контакте с натурой, в праздничном восприятии жизни, в смешении жанров, в своем отношении ко времени и пространству, в особенностях композиционного построения и живописной техники. Только после этого можно пытаться отыскать сходство и отличие различных национальных вариантов импрессионизма.

Выявление этих характерных черт в разных национальных художественных школах дает возможность найти ответ на вопрос, является ли импрессионизм частным, локальным эпизодом только французской живописи или это более мощное и широкое общеевропейское и общемировое художественное движение, направленное на обновление живописи и избавление ее от старых канонов.

Есть все основания рассматривать импрессионизм в истории искусства как закономерное завершение того большого этапа его развития, который был начат в эпоху Ренессанса. Распространение импрессионизма в художественной культуре других стран Европы и мира есть проявление общей закономерности, которая на определенной ступени развития того или иного народа приводит к обязательному появлению именно этой стадии. Правда, существование импрессионизма в русской живописи всегда подвергалось сомнению и не признавалось многими исследователями. Среди наиболее распространенных мифов о нем имели место следующие расхожие суждения: русские художники не были знакомы с импрессионизмом, не заметили его зарождения и развития, отсюда слабо выявленный ранний его вариант и запоздалый поздний "фантом" как бледный отсвет французского влияния; импрессионизм не характерен для русского менталитета, чужд "русскому духу". Признавая наличие таких художников, как Константин Коровин и Игорь Грабарь, историки искусства приходили к странному выводу: импрессионисты в России были, а импрессионизма не было. Поэтому важной задачей исследования является определение специфических национальных признаков русского импрессионизма. Ему присущи следующие особенности: он проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь, сплав и симбиоз различных стилистических направлений и его растянутое, продленное во времени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, что определяет его "деревенский" характер, и так называемый "культ этюда". Особенно сложной является проблема соотношения импрессионизма с другими стилистическими направлениями. Основополагающим здесь было генетическое родство импрессионизма с реализмом. Поэтому нелепо и несправедливо их противопоставлять. Кровнородственные отношения импрессионизма и реализма вытекают из близости их творческих методов, связанных с натурным видением. Именно поэтому, "прислонившись" к импрессионизму, Репин, Поленов и Суриков обогатили свое творчество. И в дальнейшем оказались возможными сопряжения русского импрессионизма со стилем модерн, сезаннизмом, фовизмом, экспрессионизмом и другими течениями. При этом сохранявшаяся в русском искусстве тяга к содержательности живописного образа и его оптимистической окраске объясняет живучесть импрессионизма в советской живописи.

Подробное рассмотрение этих проблем на конкретном материале французской и русской живописи XIX-ХХ веков составляет содержание настоящего исследования. Автор отдает себе отчет в том, что сложность изучаемых проблем и предлагаемый вариант их решения провоцирует на дискуссию и предполагает продолжение научного спора, направленного на выяснение истины.

 

Заключение

Такова общая картина возникновения и существования в России национального варианта импрессионизма. Решая увлекательную задачу - посмотреть на русскую живопись под определенным углом, с точки зрения ее стилистического развития, автор предпринял попытку распутать сложный и запутанный клубок историко-художественных проблем.

Со значительного исторического расстояния видно, что живописные открытия художников второй половины XIX века составили целую эпоху в развитии изобразительного искусства и имели далеко идущие последствия. Импрессионизм, зародившись во Франции, проявился и в других национальных художественных школах, волнами распространился в искусстве многих стран мира1. При этом имело место не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственными тенденциями развития каждой культуры.

Суть импрессионизма двояка. С одной стороны, это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие, мирочувствование. С другой - особый творческий метод со своей техникой, манерой, приемами. При этом типологическое сходство вариантов импрессионизма в разных художественных школах не исключает наличия национальной специфики, внешнего несходства форм.

Некоторое время русский импрессионизм являлся terra incognita, он исчез из истории искусства, как Атлантида или град Китеж. Ныне сомневаться в том, был ли импрессионизм в России, не приходится. Он был. У него было свое неповторимое лицо. Он оказался не частным, не случайным явлением в истории. Его рождение явилось результатом не столько внешнего воздействия, сколько собственной эволюцией русского искусства. Эпохальное значение его для русской живописи начинает обнаруживаться только сейчас.

В результате проведенного исследования на конкретных примерах творчества многих художников можно видеть, как проявились присущие русскому импрессионизму характерные черты. Стартуя с некоторым отставанием, он быстро догонял свою стадиальную фазу, которая потом растягивалась на длительное время. В нем всегда сохранялась содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа. Ему присуща меньшая динамизация и большая материальность и предметность живописи. Основной формой в нем стал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализации пленэра. Он сохранял генетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял. Он наслоился на другие движения конца XIX - начала ХХ века. Так, в тяготении позднего русского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическим построениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чисто импрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной ему жизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастеров русского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой, с которой они начинали свое творчество.

Своеобразно сложилась судьба импрессионизма в советскую эпоху. Как осколок и отголосок культуры Серебряного века он казался подозрительным и опасным. Но традиции натурного пленэрного видения не могли внезапно исчезнуть бесследно, хотя с импрессионизмом и боролись. Однако его спасало известное родство с реализмом. Подсознательное сопротивление идеологемам соцреализма делало импрессионизм как бы оппозиционным мироощущением, хотя легитимно его формы могли частично использоваться как выражение атмосферы праздников и побед. А в эпоху "оттепели" 1960-х годов возрождение приемов импрессионизма произошло на путях поисков правды жизни и приближения к реальности.

Итак, импрессионизм в русской живописи в своем более чем вековом течении смог преодолеть две основные черты исторической ограниченности его французского варианта: утрату материальности и монументальной картинной формы. Жизнестойкость импрессионизма в русском искусстве объясняется его возможностью сохранять празднично-оптимистический тонус. Тогда как все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам, импрессионизм оставался едва ли не единственным примером и гарантом оптимистического мироощущения. Поэтому он был способен вновь и вновь возрождаться в светлом переживании красоты, свежести и радости бытия. В атмосфере господства в искусстве ХХ века условных, умозрительных, метафизических, идеопластических форм он оставался хранителем физиопластического способа безусловного натурного видения и отражения жизни.

Для русского искусства импрессионизм оказался открытой во времени и пространстве системой, значение и ценность которой еще не исчерпаны. Для наших художников импрессионизм не стал вчерашним днем. История подтверждает жизнеспособность этого направления. Его высокие живописно-пластические достижения не устарели.Для отечественной живописи импрессионистический пленэр оказался лучшим способом сохранения традиций натурного видения. Если мы способны сохранить лучшие качества русского изобразительного искусства, то, подобно академическому рисунку, следует беречь, хранить и умножать практику пленэрной импрессионистической живописи.

История импрессионизма в России не может быть закончена ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Никакие новые виртуальные технологии не могут отменить способности людей визуально воспринимать реальность. Неискореним миф о Красоте, Любви, Счастье, о земном рае. И пока жив человек, будет жива в нем потребность радоваться жизни, которую так ярко и впечатляюще выражает живопись импрессионистов.

 

Указатель имен и произведений

Абрамов Ф.А. - 205
Аладжалов М.Х. - 221
Алленов М.М. - 97
Архипов, Абрам Ефимович (1862 - 1930) - 33, 114, 123, 156, 187, 204, 206, 209, 212, 218, 246, 255, 260, 268, 294, 299, 306, 312
        В гостях. 1915 - 210-211
        Лед прошел. 1895 - 206
        По реке Оке. 1899 - 206
        Прачки. Конец 1890-х - 208
        Северная деревня. 1902 - 209
        Утро в деревне. Мост. 1911 - 207
Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) - 54, 131, 177, 179
Астафьев В.П. - 305
Ацаркина Э.Н. - 59
Ашбе А. - 232
Базиль, Фредерик - 77
        Семья художника на террасе
около Монпелье. 1869 - 79
Баршева Н.Н. - 212
Беггров А.К. - 73
Белов В.И. - 305
Бенуа А.Н. - 33, 132, 209, 218, 290
Бобровский, Григорий Михайлович (1873 - 1942) - 283
        Женщина в кресле. 1910-е - 291
Боголюбов А.П. - 73, 106
Бознаньска О. - 42
Больдини, Джованни - 282
        Портрет мадемуазель Лантельм.
1907 - 282
Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович (1870 - 1905) - 36, 174, 221, 223, 226, 229, 257, 260, 263, 271, 272, 308
        Автопортрет с сестрой. 1898 - 228
        Агава. 1897 - 229
        В лодке. 1892-1894 - 225
        Весенний этюд - 40
        Весна. 1901 - 230-231
        Девушка, освещенная солнцем. Этюд. 1897 - 226
        Девушка с агавой. 1897 - 227
        Жницы. 1896-1898 - 226
        Майские цветы. 1894 - 222
        Маки в саду. Этюд. 1894 - 223
        Мальчик с собакой. 1895 - 41
        Молебен на станции железной дороги. Этюд. 1894 - 224
        Натюрморт. Цветы. 1902 - 42
        Цветущие вишни. Этюд. 1901 - 43
Браговский, Эдуард Георгиевич (род. в 1923) - 304, 308
        Суздаль. 1966 - 308
Браз, Осип (Иосиф) Эммануилович (1873 - 1936) - 33
        На веранде - 45
Бурлюк Д.Д. - 48
Варшавский С. - 38, 39
Васильев, Федор Александрович (1850 - 1873) - 103-105
        Болото в лесу. Осень. 1872-1873 - 105
        Весна в Санкт-Петербурге. После дождя. 1867 - 104
        Заря в Петербурге - 104
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933) - 187, 188, 190, 191, 204, 263, 268, 294
        Аллея в Абрамцеве. Цветник. 1917 - 188
        В тени лип. Демьяново. 1907 - 189
        Новодевичий монастырь. Башни. 1926 - 190
        Троицкая церковь на Берсеневке в Москве. 1922 - 191
Васнецов В.М.- 123
Ведерников А.С. - 311
Веласкес Д. - 71, 89, 155
Венецианов А.Г. - 47
Вентури Л. - 48
Верейский Г.С. - 311
Веронезе П. - 89
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1869 - 1938) - 114, 123, 187, 193, 194
        Весна. 1911 - 195
        Весна идет. 1911 - 46
        Летом. 1909 - 47
        Северная деревня. 1902 - 194
Вламинк М. - 182
Власова Р.И. - 181
Волков Н.Н. - 96
Волошин М.А. - 96
Вольф А. - 150
Врубель М.А. - 142
Гаврилов, Владимир Николаевич (1923 - 1970) - 304-306, 308, 310
        Молодые матери. 1970 - 304
        Свежий день. 1958 - 305
Гаман Р. - 17
Гауш А.Ф. - 47
Гачев Г.Д. - 51, 52, 53
Ге Н.Н. - 33
Гельмгольц Г.Л.Ф. - 24
Герасимов, Александр Михайлович (1881 - 1963) - 301-303
        После дождя (Мокрая терраса). 1935 - 302
        Сталин и Ворошилов в Кремле. 1938 - 303
Герасимов, Сергей Васильевич (1885 - 1964) - 48, 295, 296, 298, 299, 304, 308-310
        Кисловодск. 1938 - 314
        Колхозный праздник. 1937 - 299
        Лед прошел. 1945 - 298
Герман М.Г. - 42, 259
Герчук Ю.Я. - 45
Глаголь, Сергей (Голоушев С.С.) - 218
Глакенс (Глэккенс) У.Дж. - 42
Гог В. ван - 29, 267, 268, 276
Гоген П. - 29, 268
Голлербах Э.Ф. - 33, 34
Гончарова, Наталия Сергеевна (1881 - 1962) - 260, 271, 272
        Иней. Зимняя ночь. 1904 - 272
        Угол сада. 1906 - 273
Горелов М.И. - 200, 203
Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 - 1960) - 6, 33, 34, 36, 37, 41, 47, 76, 97, 137, 141, 142, 112, 187, 192, 213, 221, 232, 239, 240, 245, 246, 249, 256, 257, 271, 272, 294
        Белая зима. Грачиные гнезда. 1904 - 235
        Березовая аллея. 1940 - 243
        За самоваром. 1905 - 240
        Зимнее утро. 1907 - 244
        Иней. 1906 - 236
        Луч солнца. Этюд. 1901 - 232
        Мартовский снег. 1904 - 237
        На озере. 1926 - 242
        Неприбранный стол. 1907 - 241
        Павильон в Кузьминках. 1904 - 54
        Послеобеденный чай. 1904 - 32
        Роскошный иней. 1941 - 245
        Сентябрьский снег. 1903 - 233
        Сирень и незабудки. 1905 - 52
        Угасающий день. 1904 - 55
        Утренний чай (В аллее). 1917 - 53
        Февральская лазурь. 1904 - 234
        Хризантемы. 1905 - 238
        Цветы и фрукты на рояле. 1904 - 239
        Яблоки. 1905 - 33
Гусарова А.П. - 185
Дега, Эдгар - 10, 20, 281
        Абсент. 1876 - 23
        Оркестр Оперы. 1868-1869 - 14
Делакруа Э. - 281
Денвир Б. - 315
Дерен А. - 182
Джотто - 281
Дмитриев-Оренбургский Н.Д. - 73
Дмитриева Н.А. - 61
Добиньи Ш. - 26
Досекин, Николай Васильевич (1863 - 1935) - 221
        Сена. Париж. 1906 - 221
Дубовской Николай Никанорович (1859 - 1918) - 283
        На Екатерининском канале летом. 1905 - 288
        На Екатерининском канале зимой. 1905 - 289
Дюран-Рюэль П. - 74
Дюфи Р. - 182
Живкович С. - 30
Жуковский, Станислав Юлианович (1873 - 1944) - 187, 194, 198-200
        Брошенная терраса. 1911 - 199
        Весна. 1903 - 197
        Плотина. 1909 - 196
        Печальные думы. 1907 - 198
        Под вечер. 1910 - 49
        Радостный май. 1912 - 201
        Старая усадьба. Май. 1910 - 200
        Терраса в поместье - 186
        Усадьба. Отблески вечерней зари. 1912 - 50
        Ясная осень. Бабье лето. 1899 - 48
Загонек, Вячеслав Францевич (1919 - 1994) - 311, 312
        Гроза прошла. 1960-1961 - 313
Загянская Г.А. - 61
Зверьков Ефрем Иванович (род. в 1921) - 304, 309
        Половодье. 1979 - 309
Золя Э. - 70, 71
Зотов А. - 39, 40, 48
Иванов, Александр Андреевич (1806 - 1858) - 45, 47, 59, 61, 62, 95, 100
        Ветка. Конец 1840-х - начало 1850-х - 60
        Камни и вода под Палаццуола.
Начало 1850-х - 61
        На берегу Неаполитанского залива. 1850-е - 62
        Неаполитанский залив у Кастелламаре. 1846 - 63
Иванов С.В. - 123
Иогансон Б.В. - 48, 303
Иоффе И.И. - 293
Кабаков И.И. - 48
Кайранский А.А. - 254
Калитина Н.Н. - 26, 30, 31
Кандинский В.В. - 160
Каневская Н.А. - 30
Кантор А.М. - 47
Караваджо - 281
Кауфман Р.С. - 294
Кемпинский З. - 30
Ковалевский П.О. - 267
Коваленская Н.Н. - 49
Коган Д.З. - 170
Констебл Дж. - 281
Кончаловский, Петр Петрович (1876 - 1956) - 47, 263, 267, 268, 294
        Абрамцево. Дубовая роща осенью. 1920 - 293
        Азалии в горшке. Париж. 1908 - 268
        Белкино. Садик. 1907 - 267
        Озеро Ильмень. 1925 - 266
        Франция. Немур. 1908 - 269
Кормон Ф. - 223
Коро Ж.-Б. К. - 76, 107
Коровин, Константин Алексеевич (1861 - 1939) - 6, 33, 34, 36, 41, 42, 47, 48, 51, 52, 68, 79, 114, 123, 125, 129, 130, 141, 142, 155, 156, 163, 164, 166, 167, 169, 170, 173, 175-177, 179, 181, 182, 184, 185, 187, 193, 199, 212, 221, 232, 260, 262, 263, 268, 272, 282, 295, 296, 298, 301-303, 306, 308, 312
        Астры и помидоры. 1919 - 38
        Бумажные фонари. 1898 - 174
        В лодке. 1887-1888 - 166
        За чайным столом. 1888 - 167
        Зима. 1911 - 171
        Зима в Лапландии. 1894 - 170
        Кафе в Ялте. 1905 - 176
        Летом. 1895 - 172
        Морской берег в Дьеппе. Этюд. 1890-е - 169
        Москворецкий мост. 1914 - 36
        Мостик. 1880-е - 164
        На даче. 1895 - 173
        На юге Франции. 1908 - 181
        Настурции. 1888 - 166
        Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 - 178
        Париж. Бульвар Капуцинок. 1911 - 179
        Парижское кафе. 1890-е - 37
        Парижское кафе. 1890-е - 177
        Портрет артиста Ф.И. Шаляпина. 1911 - 183
        Портрет артистки Т.С. Любатович. 1880-е - 165
        Портрет хористки. 1883 - 162
        Пристань в Гурзуфе. 1914 - 180
        Пристань в Крыму. 1913 - 182
        Розы и фиалки. 1912 - 184
        Рыбы, вино и фрукты. 1916 - 185
        Севастополь. Рыбачья бухта. 1916 - 39
        Северная идиллия. 1886 - 175
        У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 - 168
        Цветы и фрукты. 1911-1912 - 5
Кочик О.Я. - 27, 229
Крамской, Иван Николаевич (1837 - 1887) - 38, 39, 62-68, 74, 76, 103, 112
        В роще Медон близ Парижа. 1876 - 67
        Деревенский дворик во Франции. 1876 - 65
        Женщина под зонтиком. 1883 - 69
        Землянки в лесу. 1876 - 64
        Окрестности Парижа. Булонский лес. 1876 - 66
        Помпея. 1876 - 70
        Помпея. 1876 - 71
Круглов В.Ф. - 42, 173, 181
Крымов, Николай Петрович (1884 - 1958) - 262, 263
        Мартовский мороз - 262
        Московский пейзаж. Радуга. 1908 - 265
        Под солнцем. 1907 - 263
        После весеннего дождя. 1908 - 264
        Солнечный день. 1906 - 263
Кузнецов, Павел Варфоломеевич (1878 - 1968) - 260, 263
        В саду. Весна. 1904-1905 - 258
        Весна в Крыму. 1910 - 259
        Девочка на солнце. 1901-1902 - 260
        Цветущий сад в Бахчисарае. 1907 - 261
Куинджи А.И. - 105, 106, 218
Куприн А.В. - 294
Курбе Г. - 76, 107
Кустодиев Б.М. - 33
Лапшин В.П. - 190
Лапшин Н.Ф. - 311
Ларионов, Михаил Федорович (1881 - 1964) - 48, 259, 260, 271, 272, 274-276
        Весенний сад. 1904 - 275
        Cад весной (Весенний пейзаж). 1904 ? - 275
        Сирень. 1904 - 276
        Розовый куст после дождя. 1904 - 277
        Рыбы при закате. 1904 - 278
        Цветущие яблони. 1907 - 274
Лебедев В.В. - 311
Лебедев П.И. - 37
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900) - 33, 34, 36, 47, 48, 51, 52, 97, 114, 123, 125, 126, 127, 129-134, 137-139, 141, 147, 163, 166, 187, 191-194, 203, 204, 232, 236, 240, 256
        Березовая роща. 1885-1889 - 128
        Весна - большая вода. 1897 - 136
        Владимирка. 1892 - 132
        Золотая осень. 1895 - 138
        Март. 1895 - 135
        Мостик. Саввинская слобода. Этюд. 1884 - 127
        Озеро. 1899-1900 - 139
        Осенний день. Сокольники. 1879 - 124
        Первая зелень. Май. Этюд. 1883 - 126
        После дождя. Плёс. 1889 - 130
        Свежий ветер. Волга. 1895 - 131
        Тихая обитель. 1890 - 132
        У омута. 1892 - 133
Лентулов А.В. - 47
Леняшин В.А. - 42, 45
Леруа Л. - 9
Либерман М. - 87
Луи Филипп - 11
Любатович Т.С. - 166
Лясковская О.А. - 59, 77, 95, 106, 117, 149
Мазаччо - 281
Маковский, Владимир Егорович (1846 - 1920) - 45, 150, 207, 282, 295
        Объяснение. 1889-1891 - 280
        У Доминика. 1897 - 281
Маковский, Константин Егорович (1839 - 1915) - 282
        В парке. Около 1881 - 284
        За чтением. Конец 1870-х - 287
Маковский С.К. - 33, 34, 200
Малахов Н.Я. - 40
Малевич, Казимир Северинович (1878 - 1935) - 48, 259, 260, 276, 279
        На бульваре. Конец 1920-х - 279
        Цветущие яблони. Конец 1920-х - 279
Малявин, Филипп Андреевич (1869 - 1940) - 187, 212, 213, 217, 218
        Верка. 1913 - 216
        Вихрь. 1906 - 214-215
        Две девки. 1910-е - 217
        Портрет художника И.Э. Грабаря. 1895 - 212
        Портрет художника К.А. Сомова. 1895 - 213
Мальцева Ф.С. - 107
Мамонтов С.И. - 142
Мамонтова В.С. - 142, 147, 148
Мане, Эдуард - 10, 12, 16, 20, 23, 26, 68, 70, 74, 75, 77, 87, 89, 90, 173, 229
        Бар в Фоли-Бержер. 1881-1882 - 90
        Лодка-мастерская Моне. 1874 - 27
        Нана. 1877 - 23
        Семья Клода Моне в саду. 1874 - 17
        Цветы в хрустальной вазе. 1882-1883 - 90
Манин В.С. - 98, 105, 106, 305-307, 309, 312
Матисс А. - 168
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944) - 268, 271
        Окно избы. Начало 1900-х - 271
Мещерин, Николай Васильевич (1864 - 1916) - 221
        Ноябрь. Крылечко. 1905 - 221
Милле Ф. - 299
Моисеенко, Евсей Евсеевич (1916 - 1988) - 311, 312
        Мальчишки. 1958 - 311
Моне, Клод - 9, 10, 12, 14, 16, 17, 20, 24-27, 29, 48, 68, 71, 77, 107, 131, 173, 176, 182, 194, 276, 294
        Белые кувшинки. 1899 - 30
        Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 - 18
        Впечатление. Восход солнца. 1872 - 8
        Завтрак на траве. 1866 - 16
        Любительница чтения (Луг). 1876 - 68
        Регата в Аржантее. 1872 - 26
        Руанский собор в полдень (Портал и башня д'Албань). 1893-1894 - 31
        Сад в Аржантее. Семья художника. 1875 - 79
        Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Порт-Котон.
                Бурное море). 1886 - 21
        Улица Монторгей, украшенная флагами. 1878 - 12
Морозов А.И. - 296, 298, 303, 304
Муратов П.П. - 33
Мясоедов, Григорий Григорьевич (1834 - 1911) - 282
        Парк. 1899 - 285
Надар (Турнашон Ф.) - 9, 23
Наполеон Бонапарт - 11
Недошивин Г.А. - 31
Нерадовский П.И. - 150
Никольский В.А. - 33, 267
Носов Е.И. - 305
Осмоловский Ю.Э. - 246, 249
Островский А.Н. - 294
Остроумова-Лебедева А.П. - 213
Остроухов И.С. - 120, 169
Пастернак, Леонид Осипович (1862 - 1945) - 33
        Юбилейный праздник И.В. Гржимали. 1910 - 44
Переплетчиков, Василий Васильевич (1863 - 1918) - 187, 192, 194
        Вид Москвы. 1909 - 192
        На Северной Двине. 1913 - 192
Перов В.Г. - 126, 207
Перрюшо А. - 150
Петров В.А. - 130
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947) - 204, 206, 294, 307, 308
        В Богородской церкви Ростова. 1910 - 205
        Ростов зимой. 1910-е - 204
        Цветущие вишни. 1919 - 204
Пименов, Юрий Иванович (1903 - 1977) - 295, 296
        Новая Москва. 1937 - 297
        Свадьба на завтрашней улице. 1962 - 296
Писсарро, Камиль - 10, 12, 20, 27, 61, 176, 294
        Бульвар Капуцинок в Париже. 1897 - 11
        Оперный проезд в Париже. Эффект снега. 1898 - 10
Пластов, Аркадий Александрович (1893 - 1972) - 299-301, 304, 308, 310
        Колхозный праздник (Праздник урожая). 1937 - 300
        Полдень. 1961 - 301
        Сенокос. 1945 - 300
Подобедова О.И. - 41, 232
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927) - 7, 36, 48, 62, 73, 106-109, 111, 112, 114, 115, 117, 119, 120, 122, 123, 125, 126, 145, 163, 167, 169, 175, 182, 187, 192, 194, 207, 209, 223, 246
        Баальбек. 1882 - 122
        Бабушкин сад. 1878 - 113
        Белая лошадка. Нормандия. 1874 - 107
        Деревня Тургенева. 1885 - 108
        Заросший пруд. 1879 - 115
        Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель. 1882 - 122
        Источник Девы Марии в Назарете. 1882 - 120
        Константинополь (Стамбул). Эски-сарайский сад. 1882 - 123
        Московский дворик. Этюд. 1877 - 111
        Московский дворик. 1878 - 110
        На лодке. Абрамцево. 1880 - 114
        Нил у Фиванского хребта. 1818 - 118-119
        Олива в Гефсиманском саду. 1882 - 121
        Парфенон. Храм Афины Парфенос. 1881-1882 - 117
        Пруд в парке. Ольшанка. 1877 - 109
        Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874 - 106
        Храм Изиды на острове Филе. 1882 - 118
        Эрехтейон. Портик кариатид. 1882 - 116
Поленова Н.В. - 89
Попов, Игорь Александрович (1927 - 1999) - 304, 307
        Большая Пысса. Вечерние тени. 1964 - 307
        Судиславль. 2 мая. 1962 - 307
Поспелов Г.Г. - 272, 274, 275, 276, 294, 295
Прянишников И.М. - 192, 194
Пунин Н.Н. - 260, 261, 272, 274, 276
Ракова М.М. - 232
Распутин В.Г. - 305
Рафаэль - 26
Ревалд Дж. - 48
Рейнгардт Л.Я. - 39
Рембрандт - 281
Ренуар, Пьер Огюст - 10, 12, 14, 17, 19, 24-27, 47, 48, 71, 90, 130, 141, 150, 194
        Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 - 13
        В саду (Под деревьями Мулен де ла Галетт). 1876 - 28
        Девушки в черном. 1880-1882 - 29
        Завтрак гребцов. 1881 - 19
        Купание на Сене ("Лягушатник"). 1869 - 25
        Ложа. 1874 - 15
        Лягушатник. 1868 - 24
        Обнаженная. 1876 - 147
Репин, Илья Ефимович (1844 - 1930) - 7, 33, 36-39, 45, 62-64, 66, 73-77, 79-82, 87, 94, 106, 108, 114, 123, 141, 142, 145, 155, 212, 232, 283, 290
        Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже. 1883 - 73
        Дама, играющая зонтиком. 1874 - 76
        Дама, опирающаяся на стул. 1875 - 77
        Дорога на Монмартр в Париже. 1876 - 74
        Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1876-1920-е - 72
        Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 - 80
        Лошадь. Вёль. 1874 - 75
        На академической даче. 1898 - 84-85
        На дерновой скамье. 1876 - 78
        Не ждали. 1884-1898 - 81
        Осенний букет. Портрет В.М. Репиной, дочери художника. 1892 - 83
        Портрет И..Л. Горемыкина. 1903 - 87
        Портрет А.П. Игнатьева. 1902 - 87
        Стрекоза. 1884 - 82
        Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу. 1891 - 88
Рерберг Ф.И. - 279
Рождественский, Василий Васильевич (1884 - 1963) - 294
        Северная деревня. Белая ночь. 1932 - 292
Рубенс П.П. - 71
Рубцов Н.М. - 305
Русакова А.А. - 223, 229
Рылов, Аркадий Александрович (1870 - 1939) - 187, 218, 220, 221, 290, 308
        Буйный ветер. 1916 - 218
        Зеленый шум. 1904 - 219
        Осенний пейзаж. Золотые березки. 1905- 218
Савицкий К.А. - 73
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897) - 47, 104, 125, 137, 163, 236
        Проселок. 1873 - 102
        Дворик. Зима. 1870-е - 103
Сапего И.Г. - 19, 30
Сарабьянов Д.В. - 17, 54, 61, 79, 217, 229, 259, 260, 268, 271, 272, 276
Сахарова Е.В. - 89, 108, 123
Сезанн, Поль - 29, 182, 268
Семенов О.С. - 19
Серов, Валентин Александрович (1865 - 1911) - 33, 34, 36, 41, 47, 51, 79, 114, 130, 132, 141, 142, 144, 145, 147-150, 152, 154-156, 158-160, 163, 164, 167, 169, 182, 187, 193, 199, 203, 212, 246, 260, 262, 263, 272, 282, 295, 298, 301, 306, 308, 312
        Архангельский порт. 1894 - 155
        Девочка с персиками.
        Портрет В.С. Мамонтовой. 1887 - 140
        Девушка, освещенная солнцем.
        Портрет М.Я. Симонович. 1888 - 146
        Дети. 1899 - 161
        Заросший пруд. Домотканово. 1888 - 151
        Зима в Абрамцеве. Этюд. 1886 - 142
        Зимой. 1898 - 156
        Купание лошади. 1905 - 159
        Летом. Портрет О.Ф. Серовой. 1895 - 152
        Мика Морозов. 1901 - 160
        Набережная Скьявони в Венеции. Этюд. 1887 - 145
        Октябрь. Домотканово. 1895 - 157
        Открытое окно. Сирень. Этюд. 1886 - 34
        Площадь Святого Марка в Венеции. Этюд. 1887 - 144
        Поморы. Этюд. 1894 - 154
        Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком. 1888 - 148
        Портрет художника К.А. Коровина. 1891 - 153
        Портрет М.Я. Львовой. 1895 - 149
        Прудик. Абрамцево. Этюд. 1886 - 143
        Старая баня в Домотканове. 1888 ? - 150
        Стригуны на водопое. Домотканово. 1904 - 158
        У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой. 1886 - 35
        Яблоки на листьях. 1879 - 141
Симонович (Львова) М.Я. - 148, 156
Сислей, Альфред - 10, 20, 27, 71, 130
        Наводнение в Марли. 1876 - 20
Соколова Н.И. - 35, 37, 41, 141
Солоухин В.А. - 305
Сомов К.А. - 213
Сорокин Г. - 47
Сорокин, Иван Васильевич (род. в 1922) - 304, 309
        Осень. Нижние пруды в Болдино. 1980 - 309
Стасов В.В. - 38, 39, 66, 67, 73-75, 107
Стеванович М. - 30
Степанов, Алексей Степанович (1858 - 1923) - 114, 156, 187, 192, 193, 203, 207, 299, 310
        В гости - 193
        Журавли летят. 1891 - 193
        Разъезд на рассвете. 1902 - 51
Стернин Г.Ю. - 41
Стожаров, Владимир Федорович (1926 - 1973) - 304, 306-308
        Село Андрейково. Покров. 1958 - 306
Суков В.В. - 311
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916) - 7, 33, 34, 87, 89-91, 93-100, 123, 308, 309
        Боярыня Морозова. 1887 - 92-93
        Боярыня Морозова. Детали - 94, 95
        Взятие снежного городка. 1891 - 97
        Взятие снежного городка. Детали - 98, 99
        Зима в Москве. 1884-1887 - 100
        Зубовский бульвар зимою. 1885-1887 - 101
        Миланский собор. 1884 - 90
        Неаполь. Набережная. 1884 - 91
        Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899 - 96
        Серебряный бокал с розами. 1884 - 89
        Сцена из римского карнавала. 1884 - 88
        Флоренция. Прогулка (Жена и дети художника) - 91
Сысоев П.М. - 303
Сычков, Федот Васильевич (1870 - 1958) - 295
        Катанье с горы. 1925 - 295
Тархов, Николай Александрович (1871 - 1930) - 36, 47, 221
        Париж. Сен-Дени. 1903 - 220
Татлин В.Е. - 260
Твардовский А.Т. - 305
Тендряков В.Ф. - 305
Терновец Б.Н. - 163, 164
Тинторетто - 89
Тициан - 155, 267
Ткачевы, Алексей Петрович (род. в 1925) и Сергей Петрович (род. в 1922) - 309-311
        Детвора. 1960 - 310
        Ярый день. 1995 - 310
Третьяков П.М. - 67, 108, 111, 112, 150
Трубецкой П.П. - 271
Тугендхольд Я.А. - 33, 229
Тургенев И.С. - 74
Туржанский, Леонард Викторович (1875 - 1945) - 187, 203, 204, 294, 307, 308, 310
        Апрельское солнце. 1913 - 203
        Деревушка - 202
        Осень-солнце. 1912 - 203
Турчин В.С. - 47, 48, 182
Тутунов, Андрей Андреевич (род. в 1928) - 308
Тырса Н.А. - 311
Угаров, Борис Сергеевич (1922 - 1991) - 312
        Зимка. 1977 - 312
Фальк, Роберт Рафаилович (1886 - 1958) - 47, 268, 271, 294
        Лиза на солнце. 1907 - 170
Федоров-Давыдов А.А. - 5, 34, 35, 41, 59, 91, 125, 129, 132, 137, 138, 149, 152, 209, 232, 262, 263
Фешин, Николай Иванович (1881 - 1955) - 195
        Портрет неизвестной. Этюд. 1908 - 295
Филонов П.Н. - 279
Фомин, Петр Тимофеевич (1919 - 1996) - 311, 312
Фриче В.М. - 54, 293
Харламов А.А. - 73
Хныгин, Лазарь Алексеевич (1882 - 1969) - 295
        Первое мая в Нижнем Новгороде. 1927 - 294
Ционглинский, Ян Францевич (1858 - 1912) - 287, 290
        Танжер. Вход на базар. 1898 - 290
Цорн, Андерс - 170, 209, 282
        Далекарлийские девушки в бане. 1906 - 283
Чегодаев А.Д. - 281
Чернышевский Н.Г. - 38
Чехов А.П. - 193
Чистяков П.П. - 141, 142, 223
Шарден Ж.-Б. - 281
Шеврейль М.Э. - 24
Шишкин И.И. - 283
Щедрин, Сильвестр Феодосиевич (1791 - 1830) - 45, 47, 59
        Большая гавань на острове Капри. 1827-1828 - 59
        Малая гавань в Сорренто близ Неаполя (с "домом Торквато Тассо"). 1826 - 58
Щербиновский, Дмитрий Анфимович (1867 - 1926) - 290
        Ампир. 1904 - 286
Эфрос А.М. - 37, 249, 260
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958) - 97, 137, 187, 221, 246, 249, 254, 256, 257, 271, 294
        Весенний день. Успенский собор. 1903 - 56
        Весенний солнечный день. Сергиев Посад. 1910 - 255
        Весна в Троицкой лавре. 1911 - 254
        Волшебница зима (Лигачево, Московской губернии). 1912 - 256
        Голубой куст. 1908 - 247
        Зима (Черные березы). Сергиев Посад. 1921 - 57
        Зимнее солнце. Лигачево. 1916 - 251
        Зимний солнечный день. Лигачево. 1916 - 246
        "К Троице". 1903 - 249
        Конец зимы. Полдень. Лигачево. 1929 - 257
        Мартовское солнце. 1915 - 250
        Праздничный день. 1903 - 248
        Троицкая лавра зимой. 1910 - 252-253
Юрова Т.В. - 109
Якимович А.К. - 9
Яковлев А.Е. - 47
Якунчикова М.В. - 33
Яшин А.Я.- 305
Damigella A.-M. - 30
Denvir B. - 315
Deas M. - 30
Flint K. - 30
McCulloch A. - 30
Platte H. - 30
Rompler K. - 30
Venturi L. - 30
Walther I.F. - 30
Wichmann S. - 30
Wortley L. – 30