Ордена Российской империи

автор

Валерий Дуров

Orders of the Russian Empire

author

Valery Durov



Все издания книги





  




Пожалования, награждения в Российской империи несут на себе отсвет славных побед как в военных сражениях, так и в гражданских деяниях сынов государства Российского. Традиция поощрения храбрости и доблести высоко ценилась у всех поколений.
Книга напоминает о необходимости уважения к «старой» наградной символике нашей Родины, воспитания и укрепления духовности общества на светлых примерах славы и подвигов предков.
Валерий Александрович Дуров — старший научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного исторического музея (Москва), автор более 300 опубликованных работ по нумизматике, фалеристике, геральдике, военной истории, в том числе 20 монографий (среди них — «Ордена России», «Русское наградное оружие», «Русские награды XVIII — начала XX веков.», «Книга в семье Романовых» и другие). Книги, написанные В.А. Дуро вым, получили более десяти премий и дипломов.
В 1993—1996 годах Валерий Дуров был председателем жюри по новым наградам Российской Федерации. Член Швейцарского общества фалеристики и Германского союза фалеристов.
Книга «Ордена Российской империи» рассказывает читателю об истории возникновения традиции поощрения орденами, медалями и оружием на Руси. Читатели могут не только насладиться прекрасными изображениями «старых» российских наград, но и как бы стать свидетелями их появления с помощью подлинных исторических материалов. А дополнят и приблизят далекие и славные времена удивительные художественные полотна русских и зарубежных художников: батальные сцены перенесут вас на поля сражений, а прекрасные портреты познакомят с теми, кто служил верой и правдой российскому Отечеству.
Valery A. Durov is a senior research assistant at the Department of Numismatics of the Russian Historical Museum in Moscow, author of more than 300 publications on Numismatology, phalerae, and heraldry (among them are 20 monographs, including «Orders of Russia», «Russian Presentation Weapons», «Russian Awards of XVIII-early XX centuries», «Book in the Romanovs' Family» and others). Books by V. Durov won more than 10 awards and diplomas.
In 1993—1996 Valery Durov was chairman of the Committee on the new Russian awards. Member of the Swiss Phalerist Society and German Union of Phalerists. The book «Orders of the Russian Empire» presents fascinating yet informative chronicle of the tradition to stimulate people with orders, medals, and weapons in Russia.
Readers will not only enjoy beautiful images of «old» Russian awards but also become witnesses of their development with the help of original historical materials. And that long gone great time will be brought again to life due to wonderful masterpieces by Russian and foreign artists: battle-pieces will take you to the battlefields while remarkable portraits will introduce to you persons, devoted to their Russian motherland.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ5
ОРДЕН СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО11
ОРДЕН СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО29
ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ49
СОЛДАТСКИЕ ГЕОРГИЕВСКИЕ НАГРАДЫ77
Знак отличия Военного ордена святого Георгия78
Георгиевская медаль «За храбрость»86
НАГРАДНОЕ ОРДЕНСКОЕ ОРУЖИЕ93
ОРДЕН СВЯТОГО ВЛАДИМИРА119
ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ145
ОРДЕН СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО (МАЛЬТИЙСКИЙ)163
ПОЛЬСКИЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ОРДЕНА179
«ЖЕНСКИЕ» НАГРАДЫ199


Иллюстрации на шмуцтитулах

Plates

Стр. 2:
Неизвестный художник. Портрет А.В. Суворова с фельдмаршальским жезлом
Page 2:
Unknown Artist. A.V. Suvorov with a Field-Marshal's Baton

Стр. 10—11:
Звезда и знак ордена св. Андрея Первозванного;
Орденское одеяние кавалера ордена св. Андрея Первозванного
Pages 10—11:
Star and the Order of St. Andrew;
Costume of a Knight of the Order of St. Andrew

Стр. 28—29:
Звезда и знак ордена св. Александра Невского;
Орденское одеяние кавалера ордена св. Александра Невского
Pages 28—29:
Star and the Order of St. Alexander Nevsky;
Costume of a Knight of the Order of St. Alexander Nevsky

Стр. 48—49:
Звезда и знак ордена св. Георгия;
Неизвестный художник. Кавалер ордена св. Георгия 4-й степени
Pages 48—49:
Star and the Order of St. George;
Unknown Artist. Knight of the Order of St. George, 4th Degree

Стр. 76—77:
Ранний образец знака отличия Военного ордена без степени;
Поздний дворцовый гренадер
Pages 76—77:
Early Example of a Military Order without Degree;
Late Palace Grenadier

Стр. 92—93:
Шашка — Георгиевское оружие «За храбрость» (период Первой мировой войны);
Неизвестный художник. Полковник П.В. Суворов — кавалер Золотого оружия «За храбрость»
Pages 92—93:
Cavalry Sword — Weapon of St. George «For Courage» (World War I);
Unknown Artist. Colonel P.V. Suvorov — Knight of Golden Weapons «For Courage»

Стр. 118—119:
Звезда и знак ордена св. Владимира;
Неизвестный художник. Атаман Войска Донского А.И. Иловайский с орденом св. Владимира 2-й степени на груди
Pages 118—119:
Star and the Order of St. Vladimir;
Unknown Artist. Ataman of the Don Army A.I. Ilovayskiy Wearing the Order of St. Vladimir, 2nd Degree

Стр. 144—145:
Звезда и знак ордена св. Анны;
Орденское одеяние кавалера ордена св. Анны 1-й степени
Pages 144—145:
Star and the Order of St. Anna;
Costume of a Knight of the Order of St. Anna, 1st Degree

Стр. 162—163:
Звезда и знак ордена св. Иоанна Иерусалимского;
Знак ордена св. Иоанна Иерусалимского для дам с дополнительным украшением в виде раковины
Pages 162—163:
Star and the Order of St. John of Jerusalem;
Female Order of St. John of Jerusalem with Additional Shell Decoration

Стр. 178—179:
Комплект ордена Белого Орла;
Знак ордена св. Станислава 1-й степени темной эмали
Pages 178—179:
Set of the Order of the White Eagle;
Order of St. Stanislav, 1st Degree, Dark Enamel

Стр. 198—199:
Орден св. Екатерины;
Орденское одеяние дамы — кавалера ордена св. великомученицы Екатерины большого креста
Pages 198—199:
Order of St. Catherine;
Costume of a Knight-Dame of the Order of St. Martyr Catherine, Grand Cross


ВВЕДЕНИЕ

Известие о выдаче особого знака отличия, предназначенного для ношения награжденным, относится к 1100 году. В рассказе об отражении набега половцев на Киев при Владимире Мономахе (древний летописец ошибочно относит это событие ко времени правления Владимира Святославича, ровно на столетие раньше) упоминается Александр Попович — будущий герой русских былин Алеша Попович, отличившийся в битве и награжденный за это самим князем Владимиром золотой гривной — массивным золотым обручем, который носили на шее.
В дальнейшем на Руси постепенно создается довольно сложная система пожалований и наград за отличия военные и гражданские перед государством и перед государем лично. Кроме земельных и денежных выдач были и пожалования оружием, шубами и кафтанами, различными драгоценными вещами — ковшами, кубками. В 30-е годы XVII века на части жалуемых предметов появляются надписи, рассказывающие о том, кто, когда и за что получил награду. Впрочем, само слово «награда» укоренилось в нашем понимании позднее, в XVIII столетии. До этого употреблялся термин «пожалование».
В XV веке известны случаи изготовления и выдачи особых наградных знаков — «золотых», различного размера и веса в зависимости от заслуг и положения награждаемого. Получение награды в виде «золотого» становится все более символическим актом. Неизмеримо возрастает его моральное значение. Награду носят на одежде, публично демонстрируя свои заслуги перед государством и его правителем.
Любопытное свидетельство оставил английский дипломат Д. Флетчер, бывший в 1588—1589 годах послом в России. В своем сочинении «О государстве Российском», опубликованном в 1591 году, он пишет: «Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением св. Георгия на коне, который носят на рукавах или шапке, и это почитается самою большою честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу».
Иногда награждения «золотыми» — прообразами будущих медалей и орденов — носили массовый характер. Так, в связи с воссоединением в 1654 году Украины с Россией в войска Богдана Хмельницкого было послано более 70 тысяч таких знаков отличия различного достоинства.
Традиция выдачи «золотых» продолжалась до конца XVII века и в несколько измененной форме сохранилась еще в первые годы XVIII столетия. В 1702 году появляется первая наградная медаль в нашем, современном значении этого слова. Ее выдали за взятие шведской крепости Нотебург, переименованной Петром в Шлиссельбург. На медали, чеканившейся из золота и предназначавшейся для ношения на одежде, на лицевой стороне изображен ставший в дальнейшем традиционным портрет государя, а на оборотной — сцена штурма Нотебурга и довольно пространная надпись, рассказывающая о событии, за которое выдана награда. С этого момента изготовление и выдача наградных медалей не прерывалась.
 
Латинское слово «ордо» — значит «организация», «отряд». Оно послужило в эпоху крестовых походов на Востоке названием полувоенным-полумонашеским организациям, члены которых наряду с благотворительностью (заботой о христианах-паломниках ко Гробу Господню) активно участвовали в сражениях с «неверными». Такой организацией, т. е. орденом, был, например, орден св. Иоанна Иерусалимского (позднее получивший также наименование Мальтийского), первоначально возникший как братство монахов, содержавших в Иерусалиме странноприимный дом с больницей для пилигримов, отчего появилось еще одно название ордена — «госпитальеры». Монахи ордена носили длинную черную одежду с нашитым на ней особой формы белым крестом.
После крестовых походов довольно многочисленные ордена осели в Европе. Считавшие военное дело своей основной профессией, они стали искать покровительства европейских монархов, «отдавая свой меч» на службу одному из них. Теперь суверен как глава ордена мог сам посвящать в его члены отдельных лиц, имевших заслуги лично перед ним. Члены ордена продолжали носить особую одежду, основным элементом которой был нашитый на нее крест определенной формы. Постепенно крест стал металлическим, как правило, богато украшенным знаком, который носили на ленте или на цепи. Рядом появилась звезда, первоначально также нашивавшаяся на одежду, а уже в XIX столетии замененная металлической. Образовалось понятие «знаки ордена», включавшее в себя крест (собственно знак) и звезду. Вступление в орден давало право ношения этих знаков.



Introduction

The first written evidence of a military award in Russia dates back to 1100, the time of Kievan Rus ruled by Prince Vladimir Monomach. In his story about defence of Kiev (capital of the state) from an invading horde of the nomadic Polovtsy, an ancient chronicler mentioned some Alexander Popovich — the future legendary Russian hero Alyosha Popovich who had ditiguished himself in the battle and for his courage was awarded with a «grivna» (a massive golden necklace) by Prince Vladimir.
Then a rather complicated system of awards for merit both in miitary and civil service had been gradually developed in Russia. Besides lands or money, distinguished people could be awarded with decorated weapons, dear fur-coats, or precious goblets. In 1630-s on some presentation items there appeared inscritions, describing the person, time, and subject of his deed. In XV century the custom of presenting special golden coins of various size and weight, depending on merit and social position of an awarded person, became rather common. As a true symbol of royal praise, such coins were most highly valued and worn on public.
According to G. Fletcher, English Ambassador in Russia in 1588—1589, the Czar was presenting golden coins with an image of St. George to wear on hat or sleeve for courage or some special serice; it was considered the greatest honour among any other awards.
Sometimes the number of golden coins (developing later into modern medals), struck to celebrate some important yet single event, was unusually large. For example, in order to commemorate the union between Russia and Ukraine in 1654 about 70 000 pieces of insignia had been struck.
The tradition continued up to the late XVII century, and in 1702 the first medal in its modern meaning appeared. It was presented for the assault upon fortress Noteburg during the Russo-Swedish war. On its obverse there was a portrait of Peter the Great while on reverse — episode of the assault with a detailed inscription. Since then, production and presentation of medals has not stopped.
After the Medieval Crusades, a number of Military Orders settled in Europe.
Monks-warriors, still seeing their aim as conversation of pagans, started seeking support from some or other European monarch. Members of the Orders continued to wear special uniforms with a sewn cross of a special form. Later the cross became made of metal, richly decorated and worn on a chain. It was often accompanied by a star, which in XIX century was made of metal too. Since then, members of the Orders could claim the right to wear these special signs.
The album presents a detailed and lavishly illustrated history of Russian military awards, generally orders, insignia, and medals (including ones of foreign origin and those designed specialy for women, awards for soldiers and officers, for Orthodox Christians and non-Christian Russian subjects). A large and colourful chapter is devoted to Russian presentation weapons — swords and famous Caucasian sabres. Numerous yet carefully selected colourful battle scenes by the best Russian and European artists as well as portraits of great men in resplendent parade uniforms — generals, public leaders, and rulers — will create the atmosphere of heroism and courage. The supplied materials provide enough information not only to get acquainted with the Russian awards, but also with its rich military history from Kievan Rus to the First World War.