Сокровища исламской архитектуры

Стародуб-Еникеева Т.

издание из серии

Энциклопедия мирового искусства





Все издания книги





  


Об авторе

Татьяна Хамзяновна Стародуб-Еникеева, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, окончила Отделение истории и теории искусства Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и аспирантуру Института. Ее профессиональную деятельность, которая началась в московском Музее искусства народов Востока и продолжилась в издательстве "Советская энциклопедия", посвящена изучению истории искусства стран Ближнего и Среднего Востока и шире - исламского мира. В течение многих лет она читала лекции и вела семинары по этой теме в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова и других учебных заведениях Москвы. Подготовленные ею циклы статей о художественных культурах, городах и архитектурных памятниках древней Передней Азии и Северной Африки, средневекового и современного мусульманского Машрика (Востока) и Магриба (Запада) опубликованы в различных отечественных и зарубежных энциклопедических изданиях.

Т.Х. Стародуб-Еникеева - автор и соавтор многих научных и научно-просветительских статей и книг по истории художественных культур арабских стран и Ирана. Путешествия по Закавказью и Средней Азии, Ираку, Сирии, Иордании, Турции, Египту, Марокко, Испании, Израилю, Тунису позволили ей на практике познакомиться с шедеврами древнего и средневекового зодчества этих регионов и стран, помогли осознать неповторимое своеобразие их художественных культур.


О чем эта книга?

О лучших творениях средневековой архитектуры стран Западной Азии и Северной Африки, населенных многими народами, но объединенных общей идеологией - исламом.

О том, как относились к наследию старых цивилизаций исламские зодчие и что нового они дали миру.

Об особенностях архитектуры мусульманских святынь и присущих лишь исламскому зодчеству типах зданий и способах их возведения и украшения.

О том, наконец, что творения средневековых зодчих мусульманского Востока и Запада занимают в истории мировой архитектуры не менее почетное место, чем прославленные достижения архитекторов христианской Европы или буддийской Азии.


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ. "Наука искусных приемов"     4
Глава первая. СВЯТЫНЯ    22
Кааба    24
Купол Скалы    46
Глава вторая. МЕЧЕТЬ     90
АРАБСКАЯ МЕЧЕТЬ    92
Большая мечеть Омейядов в Дамаске     110
Большая мечеть Кордовы     136
Большая мечеть Кайруана    154
Большая мечеть Самарры     170
Мечеть Ибн Тулуна     180
Мечеть Карауин в Фесе    190
ИРАНСКАЯ МЕЧЕТЬ    202
Соборная мечеть Исфахана    209
Мечеть Лутфаллы и Масджид-и Шах    218
ТУРЕЦКАЯ МЕЧЕТЬ    226
Шахзаде-джами    234
Сулейманийе    242
Селимийе    248
Глава третья. МЕДРЕСЕ - МАРИСТАН - ХАНАКА     256
Медресе аль-Мустансирийя     266
Школа Рая     270
Школа Двух минаретов в Эрзуруме     276
Медресе Коньи     282
Медресе-мечеть султана Хасана в Каире     288
Медресе Феса     294
Ансамбль Регистана в Самарканде     302
Глава четвертая. МАВЗОЛЕЙ     310
Мавзолей Исмаила Самани     320
Гумбад    326
Ситт Зубайда     330
Шах-и Зинда     334
Гур-Эмир    346
Равда     352
Тадж-Махал     362
Глава пятая. ДВОРЕЦ     370
"Замки пустыни"     376
Город как дворец и дворец как город     394
Альгамбра     406
ГЛОССАРИЙ     438
БИБЛИОГРАФИЯ     447
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ДИНАСТИЙ    448
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ТОПОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    453


ПРЕДИСЛОВИЕ

"НАУКА ИСКУСНЫХ ПРИЕМОВ"

Эта книга посвящена лучшим произведениям средне­вековых мастеров строительного искусства, которые жили и творили в странах ислама. Средневековый художник не оставлял о себе иной памяти, чем плод его творчества. Мы почти ничего не знаем о зодчих мусульманского средневековья, но сохранившиеся памятники немало могут рассказать о своих создателях, об их религиозных воззрениях и этнической принадлежности, художественных вкусах, уровне образованности и профессионализма, таланте и изобретательности.

Исламская архитектура родилась и формировалась в лоне первой и величайшей мусульманской державы - Арабского халифата (632-1258). Своим возникновением и стремительным развитием это теократическое, управляемое духовным главой государство обязано религиозному авторитету и успешной политической деятельности Мухаммада, основателя мусульманского вероучения и идеологии, уроженца издревле священного аравийского города Мекки. В представлении мусульман, Мухаммад - посланник единого и единственного Бога, Аллаха, наделившего его миссией пророка и передавшего через него людям божественные откровения, священную книгу - Коран.

Пророческая и политическая деятельность Мухаммада, начатая около 610 года, протекала сначала в Мекке, а со второй половины 622 года - в Медине, которая и стала первой столицей первого государства мусульман...