Искусство Русского Севера

автор

Скоробогачева Екатерина Александровна


год издания  -  2008
место печати  -  Италия
формат  -  220х280
тираж  -  3000
обложка  -  твердая обложка + суперобложка
страниц  -  304
иллюстраций -  516
ISBN  -  978-5-7793-1552-4
приложения  -  Словарь терминов, употреблявшихся на Русском Севере
фотографии  -  
Афанасьев Андрей, Благовф Ольга, Волкова Мальвина, Мухин Захар, Носов Владимир, Тилипман Антон, Фетисов Александр, фольклерно-этнографическая студия «Терем» г. Москвы
 
 






  


 

об авторе

Скоробогачева Екатерина Александровна – выпускница факультета искусствоведения Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (основатель и ректор Народный художник СССР И.С. Глазунов). Кандидат искусствоведения, по европейскому стандарту доктор философии, коллега профессора. Исполняющая обязанности директора музея Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, главный специалист ГУК «Московская картинная галерея Народного художника СССР Ильи Глазунова», научный сотрудник галереи «Витраж».
Публикации:
«Юрий Арсенюк». Монография. М., 2006. В соавторстве: Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. 20 лет со дня основания. М., 2007. «Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера». Международная научная конференция «Святитель Николай Чудотворец: проблемы генезиса и эволюции культа, агиографии, иконографии, культовой архитектуры…» Май 2004 г., Вологда, Межрегионального научного проблемного объединения по изучению художественной культуры Русского Севера. Председатель научного координационного совета доктор искусствоведения профессор А.А. Рыбаков. «Троице-Сергиева Лавра и иконография «Троица Ветхозаветная» в северных письмах XVII века». IV Международная конференция «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России», сентябрь 2004 г., Сергиев Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Троице-Сергиева лавра и Московская духовная академия и семинария. «Известные копии забытого оригинала. «Портрет Александра I» неизвестного автора в собрании И.С. Глазунова» // Мир музея. 2004. № 4. «Центр реализма на Волхонке» // Мир музея. 2005. № 2.
 
 

В книге «Искусство Русского Севера» рассматриваются памятники северной живописи, декоративно-прикладного творчества, архитектуры, скульптуры в хронологических рамках с IX по начало ХХ века, а также влияние произведений Русского Севера на изобразительное искусство последней трети XIX – начала ХХ века.

Идея проекта - охарактеризовать искусство Русского Севера как значимую основу национального творчества, с точки зрения следования традициям и достижения их единства.

Особенность данной книги – рассмотрение не стилистического направления или жанра, но определенной территории как художественного центра, как сокровищницы русской старины.

Книга позволяет судить об особенностях русского национального искусства: его формирования, развития, сохранения традиций. Рассматриваются различные жанры искусства в широких хронологических рамках (с IX по начало ХХ века), творчество как знаменитых, так и забытых художников. Текст, написанный доступным языком, вместе с тем содержит и научные термины, и обороты разговорной северной речи.

Альбом будет пользоваться спросом на выставках и в художественных вузах. Прекрасный подарок любителям искусства, которые стремятся быть в курсе развития русского искусства.



В книге представлена живопись художников

  • Архипов Абрам Ефимович,
  • Бекряшев Сергей Николаевич,
  • Билибин Иван Яковлевич,
  • Борисов Александр Алексеевич,
  • Васильев Федор Александрович,
  • Васнецов Аполлинарий Михайлович,
  • Васнецов Виктор Михайлович,
  • Верещагин Василий Васильевич,
  • Горбатов Константин Иванович,
  • Грабарь Игорь Эммануилович,
  • Ендогуров Иван Иванович,
  • Иванов Сергей Васильевич,
  • Каринская Анна Николаевна,
  • Коровин Константин Алексеевич,
  • Куинджи Архип Иванович,
  • Левитан Исаак Ильич,
  • Малютин Сергей Васильевич,
  • Нестеров Михаил Васильевич.
  • Переплетчиков Василий Васильевич,
  • Писахов Степан Григорьевич.
  • Поленов Василий Дмитриевич,
  • Прянишников Илларион Михайлович,
  • Репин Илья Ефимович,
  • Рерих Николай Константинович,
  • Рылов Аркадий Александрович,
  • Рябушкин Андрей Петрович,
  • Серов Валентин Александрович,
  • Туржанский Леонард Викторович,
  • Хохряков Николай Николаевич,
  • Шишкин Иван Иванович
  •  

    Введение

    В книге рассматриваются памятники северной живописи, декоративно-прикладного творчества, архитектуры, скульптуры, а также влияние произведений Русского Севера на изобразительное искусство последней трети XIX — начала ХХ в. Становление, исторические корни и роль искусства Русского Севера в истории культуры России недостаточно освещались в отечественных и зарубежных трудах. Именно на Севере вплоть до нашего времени сохранялись древние традиции.

    Как Русский Север обозначена обширная территория от северных границ Ярославской губернии до Белого моря, которая включает Архангельскую, Вологодскую, Вятскую губернии, Поморье. При этом о Русском Севере говорится как о художественном центре в хронологических рамках XVI — начала XX в., что несколько условно, как условен и термин «северное искусство», так как несомненна мозаичность культуры края — локальные особенности северных центров.

    В качестве источников использованы архивные материалы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Дома-музея В.М. Васнецова.

    Материалы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, а также Российского государственного архива литературы и искусства позволяют изучать влияние старообрядчества на культуру Русского Севера. Многочисленные документы, относящиеся к истории Выговской старообрядческой пустыни, важны и в отношении изучения отдельных фактов истории пустыни — одного из духовных центров Русского Севера с конца XVII до середины XIX в. и старообрядчества в целом.

    Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи содержит обширный материал по теме «Искусство и образы Русского Севера в культуре России последней трети XIX — начала ХХ в.». Российский государственный архив литературы и искусства, в частности, дает материал, расширяющий представление о творчестве В.В. Переплетчикова. Многие картины художника полузабыты, редко репродуцируются, как и те, репродукции которых можно видеть среди документов Российского государственного архива литературы и искусства. Архив Дома-музея В.М. Васнецова позволил подробно восстановить историю строительства его дома по проекту самого художника. Несколько писем и зарисовок касаются проектов мебели, разработанных В.М. Васнецовым.

    К источникам относится также обширный материал мемуарного характера: переписка, воспоминания, дневники художников последней трети XIX — начала ХХ в., которые позволяют судить об их восприятии северной культуры. Особенно стоит отметить статьи И.Я. Билибина «Народное искусство Русского Севера», «Несколько слов о русской одежде в XVI—XVII вв.». Исследованиями жизни Севера являются труды А.А. Борисова «У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки», Ап.М. Васнецова «Песни Северо-Восточной России. Песни, величания и причеты…», В.В. Верещагина «На Северной Двине. По деревням, церквам» и другие.

    В книге северное искусство характеризуется с точки зрения следования традициям и достижения их единства. Искусству Русского Севера дается оценка как значимой основе национального творчества.

     

    Заключение

    Со времен Древней Руси и до начала ХХ в. Русский Север являлся одним из центров духовной, этической, культурной жизни, что отражено во многих художественных произведениях. Многочисленны факты почитания северных святынь, деяний подвижников, признания и распространения произведений Севера на Руси. Для раскрытия сути северного искусства в книге дана характеристика духовной и этической почвы Севера: выявлены ее истоки, эволюция, ее особенности. Рассмотрены произведения искусства Севера со времени Древней Руси до начала ХХ столетия, а также роль северных образов в искусстве последней трети XIX — начала XX в. Суть Русского Севера — сохранение здесь древних традиций, которые оставались важными на протяжении столетий. Следовательно, северное искусство отражало вневременные основы мировоззрения. Их по-своему преобразовывала каждая эпоха, привносила новаторства, сохраняя эмоциональное, нравственное, религиозно-философское содержание.

    Можно выделить несколько причин сохранения древних традиций в северном крае. Прежде всего — географическая удаленность: северные леса, топи, суровый климат могли служить надежной защитой от столичных влияний, создавали ту естественную преграду, за которой нерушимой оставалась старина. Отсюда проистекает консерватизм мировосприятия северян и неустанное поддержание стародавних основ. Верность заветам была осознанной, поскольку в них заключены те устои, которые противостояли новаторствам. Консерватизм северной культуры особенно ясно выявлен с середины XVII в., когда Север стал одним из центров старообрядчества. Религиозно-философские взгляды староверов — «ревнителей древлего благочестия», уклад их жизни, их искусство стали важным фактором, влиявшим на формирование северной культуры. Именно со времени реформ патриарха Никона, с 1652 г., Русский Север являлся не второстепенной провинцией, но одним из центров русской культуры.

    На рубеже XIX—ХХ вв. возникла новая причина возрождения древних традиций — обращение к стародавним памятникам интеллигенцией, поддержание ею культуры края. Главная причина следования старине в творчестве северян и художников последней трети XIX — начала ХХ в. заключается в ее глубинном исконном содержании, выразившем дух и организацию жизни народа.

    В северном искусстве, народном по сути, емко и глубоко отражалось мировоззрение. Оно не являлось ни искусством двора, ни искусством интеллигенции. Если в последней трети XIX — начале ХХ в. представители культурной элиты обратились к изучению культуры, истории, быта Русского Севера, то это свидетельствовало о необходимости приобщения к народной жизни и ее заветам, к стародавней крестьянской Руси. Наша культура развивалась и достигала блистательных взлетов нередко «вопреки, а не благодаря». Результат этого — не покорность и слабость народа, а следовательно, и искусства, но проявление сильного индивидуального духа, в котором непостижимо соединялись суровость с легкостью, аскетизм с радостной праздничностью, о чем свидетельствует развитие истории и культуры. Именно в народной среде, в частности в народном искусстве, сохранялось исконное мировоззрение, а потому ни столичные стили, ни воззрения интеллигенции не могли заменить исконных устоев.

    При анализе народного мировоззрения, выраженного в искусстве Севера, следует выделить ряд факторов, прежде всего рассмотреть художественный уровень и образную суть произведений. Образцы северной архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного творчества являются признанными памятниками искусства. Их создание — свидетельство сложения целостного художественного языка и глубинного внутреннего содержания. Их единство связано с пониманием архитектонической цельности мира, что объясняет особенности видения северян и пути претворения реальности в художественных образах.

    Искусство северян во многом преобразует саму природу: северный пейзаж с его ширью и величием, отдельные растительные мотивы влияли на облик северных храмов: композицию, характер объемов, декоративное убранство. Орнаменты и символика произведений декоративно-прикладного искусства также были связаны с окружающим миром и фольклором. Бесконечное содержание бытия северяне отражали в едином конечном образе. Их зрительное восприятие, как и искусство, основой которых являлась убежденность в величии и логике божественного мира, отличались спокойствием, соразмерностью, упорядоченностью. Мотивы, изначально взятые из природы и повседневности, приобретали то явно выраженное, то скрытое религиозно-философское объективное содержание. Из природных мотивов возникали композиции северных построек, детали и ритм орнаментов, от жизни Севера неотрывны образы святых в иконописи, росписи, скульптуре, будто из самой северной земли рождались сказания и песни.

    Но, возникая во многом из реальности, северные художественные образы получали самостоятельность, отражали, но не копировали природу, соответствовали религиозно-философским взглядам, но не являлись их иллюстрацией. Образы северного искусства возникали не из обыденного зрительного восприятия и не из интеллектуальных выводов, но из поэтического, переосмысленного видения северян. Это видение априорно и напрямую не связано с внешними воздействиями. Реальная форма и реальное содержание, преображаясь через философские, религиозные, эстетические представления, получали выражение в народном искусстве, находились на грани объективизма и субъективизма, реальной и символической трактовки, приобретая тем самым собственную художественную ценность. Каждое произведение и отдельные детали утверждали разумность и красоту мира, что выражалось через характерное для Севера сочетание лаконизма упрощенной формы и глубины философско-религиозного содержания, сложности семиотики (знаковой концепции), которая далеко не всегда осмысливалась северянами, но вбирала в себя опыт веков. Отсюда ясна самостоятельность художественных форм северного искусства, объясняемая особенностями видения и осмысления реальности.

    Прочные основы, прослеживающиеся в искусстве, говорят о наличии единого духовного стержня, который составляли православие и фольклорные традиции с отголосками языческих верований. Цельная основа искусства сохранялась на Севере с XI до начала ХХ в., позволяла противостоять катаклизмам, нарушающим упорядоченность северного уклада жизни, искусства, мировоззрения северян. Если исторические потрясения захлестывали Север, в народное искусство они все же не вносили решающих изменений. Отсюда происходит осознанный консерватизм северного искусства, в котором находят подтверждение слова северян: «На веках живем», — отчасти созвучные в мировой философии понятию «разума истории» Гегеля.

    При частичной утрате символики древние мотивы сохранялись в произведениях, доказывали всю важность наличия единого духовного стержня — неизменной художественной формы при богатстве ее вариаций, которые являлись показателями развития искусства. В западном искусствознании ХХ в. эта неизменная форма получила название «художественной воли» (Kunstwollen) в трудах представителя Венской формальной школы А. Ригля.

    Наличие прочной духовной основы объясняет противостояние воздействию столичных стилей. Северное искусство с собственными законами формотворчества, с законченным глубинным содержанием было способно сохранить индивидуальность облика, только частично вбирая чуждые влияния. Закономерности его развития происходили, прежде всего, из самого искусства, уклада жизни северян, но не извне: воздействия философии, религии, политики и так далее оставались вторичными. Основа творчества северян, несомненно, была заложена в период Древней Руси, сохранялась, несколько изменяясь, на протяжении столетий. Несмотря на внутреннее развитие, искусство Русского Севера отличалось устойчивостью и консерватизмом. Барокко, рококо, классицизм, историзм, пришедшие в Россию из Европы и ярко расцветшие в Москве, Санкт-Петербурге, да и в провинциальных городах, в значительно меньшей мере распространились на землях Севера.

    Верность старине и высокий художественный уровень определили общерусское значение северных произведений. Традиции, пришедшие на Север со всей Руси, преобразованными вновь распространялись далеко за пределы его территории, поскольку их содержанию присущ общерусский характер.

    Роль Севера в культуре России менялась. До XVI в. суровый край оставался отдаленной провинцией, искусство которого постепенно вбирало и усваивало различные традиции. XVI—XVII столетия — время расцвета северного творчества, в XVIII—XIX вв. Русский Север стал одним из основных центров сохранения стародавних традиций, и в последней трети XIX — начале ХХ в., несмотря на постепенное угасание старины, искусство северян распространилось по России во многом благодаря становлению неорусского стиля, необходимости обращения к корням. Искусство Русского Севера стало одной из важных основ неорусского стиля, поскольку именно здесь оставалась неприкосновенной старина и в повседневности народного бытия, и в произведениях культуры.

    Не менее важно обращение к образам Севера, прежде всего к пейзажам. Северная тема наложила заметный отпечаток на творчество многих художников. Одними из первых в 1850-х гг. к видам Севера обратились В.Д. Поленов и И.И. Шишкин. Известные ныне северные пейзажи русские живописцы реалистической школы создавали в 1860-х гг.: среди них произведения Ф.А. Васильева, Ап.М. Васнецова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина. В 1870-х гг. об образах северного края в живописи говорили Ап.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин. С начала 1880-х гг. художники стали чаще обращаться к Русскому Северу. В 1880-х гг. ему посвящают работы Ап.М. Васнецов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, А.А. Рылов, Н.Н. Хохряков.

    Период 1890–1900-х гг. явился временем расцвета неорусского стиля и наиболее полного решения северной темы в искусстве. В 1890-е гг. образам Севера посвящали свои произведения И.Я. Билибин, А.А. Борисов, Ап.М. Васнецов, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, С.В. Иванов, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, Н.Н. Хохряков, И.И. Шишкин. В 1900-е гг. к северным образам обращались А.Е. Архипов, И.Я. Билибин, А.А. Борисов, П.Д. Бучкин, Ап.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Вахромеев, Ф.М. Вахрушов, В.В. Верещагин, К.И. Горбатов, И.Э. Грабарь, А.Н. Каринская, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, И.И. Левитан, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, В.В. Переплетчиков, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, Л.В. Туржанский, Н.Н. Хохряков.

    В последнее предреволюционное десятилетие (1910–1917) интерес к северному краю, а значит, и к исконной русской культуре не ослабевал в художественных кругах, о чем свидетельствуют картины С.Н. Бекряшева, И.Я. Билибина, А.А. Борисова, П.Д. Бучкина, Ап.М. Васнецова, В.М. Васнецова, Ф.М. Вахрушова, К.И. Горбатова, А.Н. Каринской, К.А. Коровина, С.В. Малютина, М.В. Нестерова, В.В. Переплетчикова, С.Г. Писахова, Н.К. Рериха, А.А. Рылова, А.И. Трапицына, Л.В. Туржанского.

    Таким образом, можно привести статистические данные. Начиная с 1860-х и до 1890-х гг. среди художников возрастал интерес к образам Русского Севера — многие уезжали работать на Север и воспевали его в картинах. Два десятилетия, 1890-е и 1900-е гг., являются временем наивысшего расцвета северной темы в русском искусстве. Уже в 1910-е гг. интерес к данной теме в изобразительном искусстве ослабевает. Противоречия и политической, и культурной, и в целом духовной жизни неизбежно накладывают отпечаток на изобразительное искусство, в частности, на развитие неорусского стиля и обращение к северной тематике.

    Ясна важность темы Севера в развитии реалистического искусства и культуры России в целом в последней трети XIX — начале ХХ в. Северный край явился одним из живительных истоков, без которого невозможным стал бы столь яркий расцвет неорусского стиля и шире подъем отечественного искусства, поскольку отсутствовал бы ряд центральных произведений.

    Можно также выявить те регионы Севера, где художники предпочитали работать, и к образам каких именно земель Севера они обращались наиболее часто. Образы Архангельского края отображали А.Е. Архипов, И.Я. Билибин, Ф.М. Вахрушов, И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, В.В. Переплетчиков, С.Г. Писахов, В.А. Серов. Вологодские земли писали С.Н. Бекряшев, И.Я. Билибин, А.А. Борисов, Ф.М. Вахрушов, В.В. Верещагин, К.И. Горбатов, Жукович, С.В. Иванов, А.Н. Каринская, С.В. Малютин, С.Г. Писахов, И.М. Прянишников, Н.К. Рерих, А.А. Рылов. Вятский край запечатлен в картинах Ап.М. Васнецова, В.М. Васнецова, А.А. Рылова, Н.Н. Хохрякова. Также нередко основой для картин служили земли Карелии, в частности в творчестве А.Е. Архипова, П.Д. Бучкина, Ф.А. Васильева, А.И. Вахромеева, К.А. Коровина, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, С.Г. Писахова, В.Д. Поленова, Н.К. Рериха, Л.В. Туржанского, И.И. Шишкина. Не часто работали художники на Крайнем Севере так, как А.А. Борисов, В.В. Переплетчиков, С.Г. Писахов. Таким образом, большая часть картин, посвященных Русскому Северу, создавалась на основе образов вологодских земель, меньшее количество произведений было написано на основе образов Карелии и Архангельска, и лишь единицы из многих живописцев создавали картины, запечатлевшие Крайний Север.

    Также можно выявить жанровую направленность картин. Каждый художник, прикасавшийся к северным образам и его искусству, писал пейзажи края. Образы северян создавали в произведениях И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, И.Э. Грабарь, С.В. Иванов, М.В. Нестеров, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, А.А. Рылов, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, П.С. Тюрин. Только немногие художники перерабатывали традиции северного искусства в своих произведениях: Ап.М. Васнецов, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин, Н.К. Рерих. Таким образом, анализ живописных и графических произведений последней трети XIX — начала ХХ в., посвященных Русскому Северу, позволил сделать ряд заключений о значении обращения к его искусству и образам в данный период.

    Следует охарактеризовать обращение к искусству и образам Русского Севера различных художников. Это позволит судить и об интересе к нему как к центру русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Например, известно, что творчество А.А. Борисова полностью было посвящено северному краю, большая часть картин А.А. Рылова также связана с Севером. В.М. Васнецов обращался к северному искусству и образам не менее чем в половине своих произведений. В творчестве таких художников, как К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих, немногочисленны примеры обращения к Северу, но заметны среди их созданий, немаловажны в русском искусстве.

    Оценка северного края как сокровищницы отечественной старины дана не только художниками, но также отражена в научно-исследовательских работах. О заметной роли Севера в искусстве последней трети XIX — начала ХХ в. свидетельствует организация многочисленных выставок, где экспонировались произведения, посвященные северным землям (выставки А.А. Борисова, С.Г. Писахова, создание северного павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 г. К.А. Коровиным), а также открытие художественных и краеведческих музеев (примером может служить деятельность И.Э. Грабаря, С.Н. Бекряшева), коллекционирование и реставрация памятников старины И.Я. Билибиным, В.М. Васнецовым, И.Э. Грабарем и другими. Не только в станковой, но и в театральной и декоративной живописи, в зодчестве, скульптуре, музыке, литературе северная тема нашла свое воплощение. Можно заключить, что на развитие культуры и научной деятельности в России северный край и произведения его художников повлияли в немалой степени.

    Обращение к исконным корням в последней трети XIX — начале ХХ в. — общеевропейское течение. На Западе и в России его развитие происходило параллельно, без характерного заимствования нами стилей с Запада и их постепенного преобразования. В русской культуре, в том числе благодаря обращению к Северу, дан яркий пример возрождения корней древнего народного искусства. Можно утверждать, что русская культура в конце XIX — начале XX в. дала сильные в художественном отношении образцы, отличающиеся глубоким духовным и этическим содержанием. Художники России нередко стремились к преобразованию реалистической формы посредством языка народного искусства. Многие представители западного искусствознания последней трети XIX — начала ХХ в. опирались на классическую эстетику, говорили о необходимости выражения не впечатления, а объективного образа. Однако в отличие от русских художников и теоретиков искусства (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, С.К. Маковского и других) они нередко не находили художественного образа в реальности, тем самым отклоняясь от прогрессивного пути развития мирового искусства. Следование реализму, опора на традицию нашли в России широкое и последовательное выражение.

    Обращение к достижениям прошлого в мировом искусстве играло важную роль на протяжении столетий, составляло стержень развития самобытного искусства и перехода к новому художественному уровню, то есть традиции прошлого во многом обеспечивали прогресс в искусстве. Обращение к традициям искусства и образам северного края на рубеже XIX—XX вв. является логичным звеном в цепи развития истории культуры России.

    Для характеристики северной культуры важно выявить связь внутренних основ народного творчества с русской религиозно-философской мыслью. Чисто зрительная ценность произведений северян сочеталась с осознанием их религиозно-философского смысла. Во времена Древней Руси северяне восприняли вершины русской мысли — учение Сергия Радонежского, который справедливо был назван «отцом северного монашества», а также его последователей.

    Рубеж XIX—ХХ вв. стал временем становления неорусского стиля и развития религиозно-философской мысли. Благодаря трудам И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого и других авторов можно проследить общность древних народных воззрений и философской мысли нового времени, которые сохраняют единый стержень. В отношении искусства на северных землях был достигнут синтез многих определяющих черт искусства Руси. Они сохранялись в древних образах, символах, которые можно назвать философским термином «архетип». Это понятие в философии использовалось в трудах Филона Иудея, Иринея, Дионисия Ареопагита, Августина Блаженного, как термин введено К.Г. Юнгом. Архетип означает содержание коллективного бессознательного, выражает архаико-мифологический характер мышления, который проявляется в искусстве различных народов. В художественных произведениях архетипы выражают зримую связь с древними культурами, сказками и мифами. Появляется символ — воплощение образов, отражающих духовный опыт. Русские философы не использовали понятие «архетип», но говорили о постоянных основах народного творчества, что близко этому термину. Например, Е.Н. Трубецкой писал о русских иконах, что в них «просвечивает одухотворенный народно-русский облик».

    Трактовка архетипа, характеризующая древнее народное творчество в целом, выражена и в произведениях Русского Севера, что позволяет судить об общности законов сложения народных культур. В архетипе русских, в частности северных, сказок важны христианские понятия жертвенности, сочувствия, страдания. Так, если понимать сказку как архетип народного искусства, то становится ясно, что православие является его важной составляющей.

    Одна из основных черт северного искусства — консерватизм — основана на философско-религиозном мировоззрении северян: их исторической памяти и осознании событий далекого прошлого как важной части настоящей жизни. Доказательством могут служить многие северные памятники, среди которых показательны те, в которых содержатся изображения сказочных и мифологических персонажей. Произведения искусства северянами расценивались одновременно и как объект поклонения, напоминания об историко-религиозных корнях, и как «дивное узорочье», неотъемлемое от их существования и облика родной земли. В народном искусстве Севера нет стремления к точному воспроизведению земной реальности, что позволяет рассмотреть смысл произведений народного творчества в несколько ином аспекте — как образцы художественной и одновременно религиозно-философской культуры.

    В произведениях Севера, как в народном творчестве в целом, существуют свои законы формотворчества. Эти законы создают гармонию — отражение философии народа, в которой переплетались заветы старообрядчества и приверженцев новой веры, отголоски язычества. Для выражения их синтеза в изобразительном искусстве язык символа, обобщенного лаконичного образа, близкого наивно-мудрой русской сказке, оказался наиболее удачным, емким. Той же символике нередко следовали художники, которые в последней трети XIX — начале ХХ в. обратились к переработке северных мотивов.

    Художественный язык произведений: манеру исполнения и характер фигур, пейзажей, деталей архитектуры и интерьеров — также можно расценивать как архетипы народного сознания, преобразованные в соответствии с этико-эстетическим опытом последней трети XIX — начала ХХ в. В мировоззрении северян и в созданной ими культуре концентрировалось веками наиболее яркое, сильное, содержательное, что свойственно нашему народу.

    Состоятельность произведения искусства определяется рядом качеств: высоким художественным уровнем исполнения, передачей исторической правды и психологической глубины, актуальностью звучания для современной эпохи. Достижение перечисленных качеств, в том числе в искусстве Русского Севера, дает синтез субъективного и объективного начал. Каждый период в северном искусстве несколько по-новому выражал субъективные черты — самобытные, местные — и объективные, хранящие исконную суть. Развитие северного искусства включало и субъективные закономерности — особенности духовной жизни северян, и объективные — отражало влияние географического, политического, экономического, социального, религиозно-философского факторов. Такие сочетания придали мирообъемлющий характер искусству Русского Севера: благодаря отдельному произведению можно судить и о личности художника, его создавшего, и об особенностях народа вне исторических периодов. Синтез свидетельствует о вневременной ценности созданий, которая в северном искусстве заключается в сохранении традиций, их преобразовании и распространении за пределами края.

    Подводя итог, можно сказать, что искусство Русского Севера представляет собой уникальный материал при осмыслении формирования, развития и сохранения основ культуры России. Традиции северного творчества ярко и многогранно воплощены в отечественной культуре последней трети XIX — начала ХХ в., что во многом объясняется спецификой Севера как художественного центра: мозаичностью искусства различных областей, консерватизмом, сохранением древних, наиболее самобытных традиций. Наличие двух особенностей — способности творческого переосмысления старины и разработки новых художественных решений — привело к развитию поистине уникального искусства.

     
    ВВЕДЕНИЕ7
    ИСТОКИ ИСКУССТВА РУССКОГО СЕВЕРА9
    Заселение территории Русского Севера в X—XIII вв. по результатам археологических раскопок11
    Предметы быта и произведения искусства X—XIII вв., найденные на территории Русского Севера19
    ИСКУССТВО РУССКОГО СЕВЕРА XII—XVIII вв.28
    Сложение Русского Севера как художественного центра в XII—XVII вв.31
    Искусство Русского Севера в XVIII в. Столичные влияния и сохранение традиций83
    РУССКИЙ СЕВЕР В ИСТОРИИ ИСКУССТВА РОССИИ XIX — НАЧАЛА ХХ в.115
    Искусство Русского Севера в XIX в.117
    Воплощение древних традиций Русского Севера в искусстве России последней трети XIX — начала ХХ в.143
    Северные образы в станковой живописи последней трети XIX — начала ХХ в.173
    Образы Русского Севера в литературе и музыке265
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ275
    Словарь терминов, употреблявшихся на Русском Севере292
    Список сокращений-