Рафаэль


автор

Пономарева Татьяна Дмитриевна



год издания  -  2008
место печати  -  Италия
тираж  -  3000
формат  -  230х310
обложка  -  твердый переплет
страниц  -  48
иллюстраций -  64
ISBN  -  978-5-7793-1350-6
 
 


  

 
 

Читатели с удовольствием прочтут очерк о жизни и творчестве гения, сумевшего выразить идеалы своего времени. Юное поколение увидит на примере жизни мастера преданность делу, отмеченную исканиями и высоким мастерством.

Данное литературно-художественное издание рассчитано на широкую аудиторию – как истинных почитателей творчества Рафаэля, считающегося высшим образцом художественного совершенства, так и тех, кто только начинает знакомство с шедеврами западноевропейской живописи. Давние читатели серии «Мастера живописи» могут оценить творчество большого мастера: в книге много иллюстраций. Любители живописи, преподаватели и студенты творческих вузов многое узнают о жизни Рафаэля: в книге собраны сведения о жизни и творчестве мастера.

Рафаэль Санти, творивший в эпоху Высокого Возрождения, прожил всего 37 лет, но осознал главное: человек должен жить в гармонии с миром. Об авторе «Сикстинской Мадонны» говорили: если бы он ничего более не создал, он и тогда был бы великим художником.

Очерк, рассказывающий о жизни великого художника Рафаэля Санти, написан автором, искренне увлеченным его творчеством. Классическая ясность и возвышенная одухотворенность, присущие манере живописца, дали ему возможность сложить в красках гимн совершенному человеку, живущему в гармонии с миром. Наибольшей силы гений Рафаэля достиг в изображении мадонн: Рафаэлем был создан обширный цикл произведений, посвященный Богоматери.

Картины художника, отражающие разные периоды в жизни гениального живописца, сделали альбом-монографию заметным событием книжной культуры. Перед нами панорама прекрасных лиц, совершенных форм – Рафаэль писал образы, которые сочетали в себе внешнюю красоту, безмятежность души. Сюжеты библейской истории он трактовал как события реальной жизни.

Макет книги насыщен иллюстрациями, собранными из различных музеев мира.

  • Галерея Уффици, Флоренция
  • Пинакотека, Ватикан
  • Национальная галерея, Лондон
  • Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция
  • Сикстинская капелла, Ватикан
  • Государственный музей, Берлин
  • Музей истории искусства, Вена
  • Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Музей Нортон-Саймон, Пасадена (Калифорния)
  • Галерея Боргезе, Рим
  • Национальная галерея, Урбино
  • Национальная галерея древностей, Рим
  • Академия Каррара, Бергамо
  • Галерея Брера, Милан
  • Картинная галерея, Дрезден
  • Старая пинакотека, Мюнхен
  • Палаццо Понтифичи, Ватикан
  • Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
  • Галерея Питти, Флоренция
  • Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • Прадо, Мадрид
  • Музей Конде, Шантийи
  • Лувр, Париж
  • Национальная пинакотека, Болонья

  •  

    Аннотация

    Великих творцов Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля сравнивали с ярко вспыхнувшим на небосклоне прекрасным созвездием, вокруг которого сконцентрировались другие светила как эпохи Ренессанса, так и последующих эпох. Каждый из этих трех титанов обогатил мировую культуру непревзойденными шедеврами, однако, по словам Вазари, «картины Рафаэля – сама жизнь, ибо в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолетном ощущении – словом, оживленность всего живого».

    Предание гласит, что канцлер Льва X Балтазар Турини, невольно поддавшись иллюзии, опустился на колени перед рафаэлевским портретом папы и с почтением протянул тому перо и чернила для подписи документа.

    Творческой манере Рафаэля присуща классическая ясность и возвышенная одухотворенность. Удивительное сочетание языческого оптимизма и христианского смирения позволяло художнику трактовать евангельские сюжеты как события человеческой жизни.

    Художественное собрание Рафаэля поражает не только совершенством исполнения, но и многообразием работ. За свою недолгую жизнь Рафаэль успел расписать парадные залы Ватиканского дворца, продемонстрировав доведенные до предельного совершенства колорит и композицию. Он украсил прекрасными фресками виллу Фарнезина, трудился над картонами к серии шпалер для Сикстинской капеллы, написал множество великолепных портретов своих современников. И все это, не считая работы над грандиозными архитектурными замыслами по проектированию собора Св. Петра, строительству капеллы Киджи церкви Санта Мария дель Пополо, а также огромной напряженной деятельности по контролю за археологическими раскопками древнего Рима.

    Однако наибольшей силы его гений достиг в изображении мадонн. Он вдохнул жизнь в самую совершенную из сотворенных когда-либо кистью живописца – Сикстинскую Мадонну. «Если бы Рафаэль никогда ничего не написал, кроме этой кроткой, босой небесной странницы, закутанной в простой плащ и держащей в руках необыкновенного ребенка, он и тогда был бы величайшим художником». С этими восторженными словами почитателей таланта Рафаэля невозможно не согласиться.

     

    Об авторе.
    Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. Окончила Литературный институт СП СССР им. А.М. Горького, отделение прозы. Сотрудничала с такими газетами, как «Литературная Россия», «Семья», «Первое сентября», «Аргументы и факты», а также с радиостанциями «Маяк» и «Радио России». Публиковалась в журналах «Советская женщина», «Работница», «Весь мир», «Панорама», «Костер», «Трамвай», «Мурзилка», «Наша школа», «Веселые картинки», «Она»... Автор коллективных сборников «Сказки без подсказки», «Круглый год» и многих других.
    В издательстве «Детская литература» вышла книга прозы для старшего школьного возраста «Трудное время для попугаев» (1999), в издательстве «Дрофа» – сборник сказок «Укротитель макарон» (2001). По нескольким сказкам («Случай на болоте», «Дверь» и др.) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия «Я познаю мир») – выпустило энциклопедии «Мир загадочного» (1999), «История ремесел» (2000), «Великие ученые» (2002), которые затем неоднократно переиздавались.
    Для издательства «Белый город» написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, В.М. Боровиковский, а также пересказаны сказки народов мира и Библия для детей. Для серии «Я умею читать» подготовлена рукопись о Канаде. В течение многих лет занималась рецензированием и внештатным редактированием в Литературной консультации СП СССР, в издательстве «Советский писатель» и «Радуга». Являлась членом жюри нескольких литературных кон-курсов. Работала в отделе периодики издательства «Ме-дицина», в издательском доме «Панорама» в должности ведущего редактора. Участвовала в международном фо-руме «Библиобраз», проходившем в Москве в 2003 и 2005 гг.
    Член Союза писателей России с 1993 года. Лауреат премии журнала «Костер» (1985). В 2005 году награждена юбилейной медалью Союза писателей России («50 лет московской писательской организации»)

     
     
     
     

    Список иллюстраций

    Автопортрет с другом, учителем фехтования. 1517–15194
    Автопортрет. 15064
    Аллегория (Сон рыцаря). Около 15047
    Афинская школа. 1509–151128–29
    Битва при Остии. 151441
    Битва святого Михаила с сатаной. 151845
    Большая Мадонна Каупера. 15088
    Видение Иезекииля. 151845
    Встреча Льва I с Атиллой. 151234
    Встреча Марии и Елизаветы. Около 151930
    Выведение апостола Петра из темницы. 151435
    Диспута. Около 1509–151024–25
    Женский портрет (Донна Велата). 151627
    Женский портрет (Форнарина) .151833
    Изгнание Элиодора из храма. 151234
    Кардинал Томмазо Ингирами. 1515–151626
    Коронование Девы Марии (Алтарь Одди). 1502–15035
    Ла Гравида (Беременная). 1505–150631
    Ла Мута (Немая). 150731
    Мадонна Альба. 151015
    Мадонна в зелени. 150610
    Мадонна делла Седиа. 151410
    Мадонна дель Грандука. 15049
    Мадонна дель Импанната. 1513–151435
    Мадонна ди Фолиньо. 1511–151234
    Мадонна Конестабиле. 150413
    Мадонна Лорето. 1509–151019
    Мадонна под балдахином. 1507–15088
    Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Альдобрандини). Около 1509–15108
    Мадонна с Младенцем и с книгой. 150314
    Мадонна с Младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Николаем Барийским (Мадонна Ансидеи). 50512
    Мадонна с розой. Около 151643
    Мадонна с рыбой. Около 151343
    Мадонна с щегленком. 150613
    Мадонна Темпи. 150714
    Мадонна Террануова. 150513
    Малая Мадонна Каупера. 150513
    Месса в Больсене. 1512–151440
    Молодой человек с яблоком. 150533
    Несение креста. 151747
    Обручение Девы Марии. 15046
    Папа Лев Х с кардиналами Джулио де Медичи и Луиджи де Росси. 151823
    Парнас. 1509–151032–33
    Пожар в Борго. 151439
    Положение во гроб. 150717
    Портрет Аньоло Дони. 1505–150720
    Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514–151526
    Портрет Биндо Альтовити. 1512–151526
    Портрет кардинала. 1510–151126
    Портрет Маддалены Строцци Дони. 1505–150720
    Портрет Папы Юлия II. Около 151222
    Преображение. 1518–152046
    Распятие. 1502–150316
    Святая Екатерина Александрийская. Около 1507–150830
    Святая Цецилия. 151444
    Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом). 15068
    Святое семейство. 151847
    Святое семейство Каниджани. 150718
    Святое семейство под пальмой. 150721
    Святое семейство с агнцем. 150719
    Святой Георгий и дракон.
    1504–15067
    Святой Себастьян. 1501–15027
    Сикстинская Мадонна.
    1513–151442
    Триумф Галатеи. 151138

    Содержание

    4 Урбино. 1483–1500
    16Перуджа. 1499–1504
    23Флоренция. 1504–1508
    33Рим. 1508–1520
    47Вечность. 1520 –