Алексей Корзухин

Майорова Н. О.

45 иллюстрации
редактор Л. Жукова
верстальщик Вавилочева И. Г.
ISBN 978-5-7793-1318-6




  

 
В книге-альбоме, представляющем в полном объеме творчество А.И. Корзухина, мы можем почерпнуть сведения как о самом художнике, так и о творческой атмосфере нашей страны второй половины ХIХ века. Возвращение «забытых имен»    -    отрадное и долгожданное явление, свойственное нашему времени. И любителям живописи с появлением альбомов, практически впервые представляющих художников, чье творчество советскими искусствоведами было когда-то отнесено к разряду второстепенных, придется уже самим решать, кто живописец «первого круга», а кто «второго» и т. д. Важно другое: зрители сами выбирают художника, чье творчество созвучно их душе. Цель издания    -    представить «под одной обложкой» наиболее значимые произведения художника.
 
Автор
Майорова Наталья Олеговна родилась в г. Орехово-Зуево Московской области 06.05.1956. Закончила среднюю школу в г. Калуге и исторический факультет Калужского государственного педагогического института (ныне университет). Затем    -    аспирантуру в Институте всеобщей истории Российской академии наук.
Кандидат исторических наук (тема диссертации    -    «Парламент как центр общественной жизни Англии в первой половине XV века»). Имеет ряд научных публикаций по истории средневековой Англии. В настоящее время работает на кафедре всеобщей истории Калужского государственного педагогического университета в качестве доцента. Научные интересы сосредоточены главным образом в области поздней античности и раннего Средневековья.
Печатается с 2000 года. В 2004 году роман «Сибирская любовь», написанный в соавторстве с Е.В. Мурашовой (псевдоним    -    Наталья Домогатская), получил одну из премий конкурса «Российский сюжет».
С издательством «Белый город» сотрудничает с 2002 года. За это время был написан ряд работ, в том числе «Литература Древней Руси», «Русская история», в соавторстве с Г.К. Скоковым книги о К.Я. Крыжицком, А.И. Корзухине, книги из серии «История русской живописи» и другие.
 

Содержание

 4      Окна в далекое прошлое
 5      Уральский мастеровой
11      Академия художеств
15      Артель свободных художников
22      Корзухин и передвижники
30      Мастер портрета
35      С Богом в сердце
44      Заключение
 

Иллюстрации

Автопортрет. 1850    -    4
Бабушка с внучкой. 1879    -    37
Бабушкин праздник. 1893    -    47
Бог Саваоф. Эскиз росписи собора в городе Ельце    -    13
Боярышня. 1882    -    34
В комнатах    -    46
В красном углу    -    43
В монастырской гостинице. 1882    -     40–41
Возвращение из города. 1870    -    11
Возвращение с войны    -    44
Возвращение с сельской ярмарки. 1868    -    10
Возок. 1891    -    44
Воскресный день. 1884    -    24–25
Девичник. 1889    -    32–33
Девочка. 1877    -    36
Девушка, заплетающая косу    -    34
Девушка, заплетающая косу. 1883    -    35
Женский портрет. 1886    -    30
Зимой в деревне. 1882    -    26
Игра в бабки    -    15
Игра в карты    -    14
Канун Рождества. 1869    -    8
Крестьянские девочки в лесу. 1878    -    45
Крестьянские дети    -    5
Молодица с ведрами    -    27
Надоел. 1886    -    20
Перед исповедью. 1876    -    12–13
Перед исповедью. 1877    -    18–19
Петрушка идет! 1888    -    28–29
Поминки на кладбище. 1865    -    17
Портрет А.В. Вышеславцева. 1880    -    6
Портрет Александра III    -    38
Портрет Г.Ф. Васильковой    -    30
Портрет дамы. 1880    -    31
Портрет золотопромышленника и исследователя А.М. Сибирякова    -    39
Портрет М.И. Пескова. 1863    -    6
Портрет неизвестного. 1866    -    9
Портрет Р.Г. Судковского    -    29
Портрет священника П.В. Удинцева     -    9
Похороны собаки. 1871    -    23
Птичьи враги. 1887    -    22
Разлука. 1872    -    16
Сбор недоимок. 1868    -    6–7
У краюшки хлеба. 1890    -    42
Шутка    -    21
 

Великая русская живопись XIX века – это не просто созвездие, а целое звездное скопление имен. Блестящие мастера, творившие в ту эпоху, подняли на небывалую высоту практически все известные тогда жанры изобразительного искусства. В том числе и тот, который так и принято называть «жанр». Жанровая живопись, представляющая на полотне сцены из повседневной жизни людей, дает художнику богатейшие возможности для проявления разных граней своего таланта. Здесь и пейзаж, и психологический анализ, и социальные типы, и яркие чувства, и разнообразные фактуры. А проще говоря – живая жизнь в самых увлекательных ее проявлениях. Эти картины можно рассматривать без конца, возвращаясь к ним как к любимой книге.

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) – русский художник второй половины XIX века, замечательный мастер портретной и жанровой живописи. Его картины («Перед исповедью», «В монастырской гостинице», «Канун Рождества», портреты А.М. Сибирякова, императора Александра III; и еще очень многие) – одна другой лучше. В них есть все вышеперечисленное, а еще светлый взгляд на мир и добрый юмор, тонкая наблюдательность и теплое отношение практически ко всем персонажам, даже самым незадачливым. Как волшебник, он воскрешает перед нами свою эпоху – не в ее великих проявлениях (для этого есть учебники!), а в живой неповторимости бытия. Причем делает это великолепно с точки зрения техники живописи. В его произведениях – удивительная атмосфера и особенный вкус, в них хочется войти и хоть немного пожить, поближе познакомиться со всеми этими людьми, о которых он так интересно рассказывает.

Кажется, такой художник должен быть непременно хорошо известен современным любителям изобразительного искусства. Однако это, увы, не так. Корзухин (и далеко не он один!) долгое время считался живописцем так называемого второго круга. Его картины, даже самые известные, очень редко публиковались.

Мы не ставим целью выяснить, почему так произошло (из-за недостатка социального протеста в его произведениях? Вполне возможно). Наша задача – наконец-то представить творческое наследие этого великолепного мастера как можно в более полном объеме. Пусть у каждого, кто любит искусство, историю и просто живую жизнь, будет возможность распахнуть волшебную дверь и войти в светлый и добрый мир его картин.

 
Эта книга практически в полном объеме представляет широкому кругу зрителей ранее не известные работы мастера. Макет книги насыщен иллюстрациями, собранными из музеев нашей страны.
Тамбовская областная картинная галерея
Государственный музей истории и религии, Санкт-Петербург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Харьковский государственный музей изобразительных искусств
Пермская государственная картинная галерея
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Литературный музей, Москва
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Тюменский областной музей изобразительных искусств
Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Днепропетровский художественный музей
Пермская государственная картинная галерея
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
Львовская картинная галерея
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Николаевский художественный музей
Луганский областной художественный музей
Витебский художественный музей
Национальный музей Грузии, Тбилиси
Тверская областная картинная галерея
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Козьмодемьянский художественный исторический музей имени А.В. Григорьева
Азербайджанский музей искусств, Баку