Саврасов


автор

Пахомова Ольга Александровна



год издания  -  2009
место печати  -  Италия
тираж  -  3000
формат  -  230х310
страниц  -  48
иллюстраций  -  59
обложка  -  твердый переплет
ISBN  -  978-5-7793-1764-1
 

страницы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10




  

 

Имя Саврасова известно любителям живописи и за пределами России, а его полотна стали хрестоматийными. Загадка этого пейзажиста и педагога до конца не разгадана. Много невзгод выпало на долю мастера, но шедевры его кисти выдержали испытание временем.

А.К. Саврасов был ведущим педагогом пейзажного класса Училища живописи и ваяния в Москве, одной из самых ярких звезд на небосклоне изобразительного искусства XIX века. Ему приписывают методологию «лирического пейзажа» в русской школе живописи. В альбоме, представленном на суд читателя, на основании воспоминаний современников описаны искренние и мудрые наставления художника о любви к природе, по сути, она и является учителем пейзажиста. Альбом задуман так, чтобы словесному портрету мастера, описанию его творческого поиска вторили репродукции картин. Колористика альбома сразу погружает зрителя и читателя в мир саврасовского пространства, воздуха, будит добрые чувства и желание еще раз постоять возле знакомых с детства картин. Являясь апологетикой лирического пейзажа, полотна Саврасова, сумевшего запечатлеть чудо зимнего перелеска, неброскую красу летнего поля и неуловимые оттенки небесной палитры, невольно становятся в наши дни олицетворением русской национальной идеи.

Самые известные картины Алексея Саврасова занимают видное место в экспозициях Государственной Третьяковской галереи в Москве и в Русского музея Санкт-Петербурга. Но множество работ мастера разбросаны по всему миру. Данный альбом представляет не только ставшие хрестоматийными полотна живописца, но и редкие, малоизвестные, бережно хранимые в частных коллекциях и музеях и нечасто экспонируемые в крупных городах России. Читателю предложена основная линия живописного метода мастера. Репродукции картин в альбоме скомпонованы и хронологически, и гармонически-жанрово – к этому стремились создатели альбома. Полосными иллюстрациями даны панорамные полотна Саврасова, а также те, что композиционно подчеркивают саму идею проекта: дать другой, отличный от традиционного, взгляд не только на судьбу художника, изложенную в очерке о его жизни, но и на манеру письма.

  • Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
  • Ивановский областной художественный музей
  • Калужский областной художественный музей
  • Киевский музей русского искусства
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
  • Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
  • Пермская государственная картинная галерея
  • Региональный государственный Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийск
  • Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  • Таганрогская картинная галерея
  • Тверская областная картинная галерея
  • Тульский музей изобразительных искусств
  • Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
  • Частное собрание

    В очерке о жизни А.К. Саврасова факты биографии художника тесно связаны с его творчеством; стилистически прорисовано сплетение жизненных коллизий и творческого акта, как проявления силы человеческого духа. Такая противоречивая, на первый взгляд, фигура, как Саврасов, является яркой иллюстрацией к пониманию, что есть дар и в чем подчас смысл препятствий к его воплощению. Текстологически дана попытка оценки творчества и жизни художника, разрушающая стереотипный подход к роли личности в искусстве, зачастую основанный на «изустных легендах». Репродукции художника, составляющие национальную гордость нашей страны, еще раз утвердят читателя в мысли: картины Саврасова обладают безусловным магнетизмом, создают настроение покоя и внутреннего света, приближают к той природе, что дарит вдохновение всем, кому посчастливилось родиться в том же благословенном краю, где и художнику. На это нацелена и композиция изобразительного ряда данного издания.

    Книга рассчитана на широкую аудиторию любителей изобразительного искусства: от учащихся художественных школ, училищ, художественно-графических факультетов вузов до тех, кто является постоянным посетителем галерей и выставок. Всем неравнодушным к творчеству Алексея Саврасова, творчеству его учеников и друзей – Константина Коровина, Исаака Левитана, Федора Васильева, Василия Перова, всем, проявляющим живой интерес к переломному периоду в становлении русской живописной школы, мы рекомендуем настоящий альбом.


    об авторе.
    Пахомова Ольга Александровна родилась в Москве. Окончила редакционно-издательский факультет Московского государственного университета печати. Член Союза писателей Москвы и Литературного фонда России. Работала корректором в издательстве «Наука» (1979–1987); методистом редакционно-издательского отдела Московской городской станции Юных туристов (1987–1989); редактором и верстальщиком в НИИ ИНФОРМПРИБОР (1989–2002); редактором и журналистом в отделе беллетристики издательства «Московская школа политических исследований», специализирующеюся на выпуске современной зарубежной классики (2002–2004). Стихи, публицистика и проза печатались в журналах и альманахах «Мистерия бесконечности» (СПб., 2000); «Литературная учеба» (Москва, 2004, 2009); «Кукумбер» (Москва, 2005); «Поэзия» (Москва, 2006); «Живоносный Источник» (Москва, 2007); «Королевство ДеТвориния» (Челябинск, 2008); «Каштановый Дом» (Киев, 2008); «Флейта Евтерпы» (Бостон, 2008); «45-я параллель» (Ставрополь, 2009), «Наука и Религия», (Москва, 2009). Автор трех поэтических книг «Репетиция» (М., Самиздат, 1996); «Белые ноты» (М., Эра, 2000), «Бульвар по имени «Любой»» (готовится к публикации). Автор предисловий к поэтическим книгам и литературоведческих эссе. Участник фестиваля авторской песни «Второй канал» (финалист) (г. Серпухов, 2003), поэтического фестиваля «Каштановый Дом».


  • Аннотация

    Некогда Аполлон Григорьев сказал о великом поэте «Пушкин – наше всё», и фраза разлетелась по миру. Не будет большим преувеличением сказать то же и о художнике Алексее Саврасове. Несмотря на непростые периоды жизни, он снискал любовь учеников и друзей-художников природным даром учителя. Его обаяние распространялось и на меценатов, и на критиков. Секрет сокрыт в любви художника к родной природе и людям, в его кротости по отношению к ударам судьбы, в его чуткости и застенчивости, «тонкой коже». Не будь этих качеств в его характере, мы не имели бы в сокровищнице нашей культуры таких, ставших знаковыми и в своем роде новаторских, полотен, как «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках», «Радуга», «Проселок» и др. Судя по множеству эскизов, тема русского пейзажа средней полосы художника не отпускала. Он вновь возвращается к излюбленным местам: пошехонским болотам, ненастным перелескам, затерянным в глуши церковкам. Его по праву можно назвать паломником земли Русской. Поэтическое восприятие природы не помешало Саврасову быть разнообразным в подходе к одной и той же теме, и тогда пейзаж становился жанровой сценой. Он подчас размывал границы жанра незначительной деталью, штрихом, и картина оживала, начинала «звучать». Сказывалась и социальная деятельность Саврасова, присоединившегося к Обществу передвижников. Художник отдаст дань этому направлению, но останется верен себе: в его картинах и так слышна негромкая патриотическая нота. Чуждый социальному заказу, Саврасов мучительно отстаивает свое творческое кредо, лишаясь поддержки и понимания. Не в этом ли кроются причины душевного надлома мастера? О художнике написано много, любовь народная имеет потребность в мемуарах, исследованиях творчества, в пристальности к биографии. Мало документальных свидетельств, но много домыслов, поскольку непростая судьба у художника и трудно истолковать трагические изгибы ее. Поэтому мы, не претендуя на объективность, старались лаконично выразить авторскую позицию: всякому честному имени, преданному на поругание недобросовестными историками, необходимо вернуть его статус. Следующей задачей было освободить имя художника от «хрестоматийного глянца», ведь порой пьедестал грозит стать выше памятника. Понимая, как сложно сохранить непредвзятое отношение к творческому дару А.К. Саврасова, сформированному всеми перипетиями его личной жизни, автор очерка сделал эскиз душевного устроения художника, оживотворив его портрет воспоминаниями ученика Константина Коровина, сумел донести до нас живой голос и неповторимую интонацию своего учителя.



    Список иллюстраций

    Весенний день. 187340
    Весна. 1870-е17
    Весна. 188336
    Весна. Огороды. 189341
    Весна. Этюд. 187418
    Вечер. 187731
    Вечер. Восход луны. 187224
    Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 18506
    Вид в окрестностях Ораниенбаума. 18549
    Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) 186212
    Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду 18517
    Вид на Москву от Мазилова. 18617
    Вид на Московский Кремль. Весна. 187335
    Волга близ Городца. 187023
    Волга. Дали. 1870-е27
    Волга. Пейзаж. 1870-е22
    Воробьевы горы. Ночь. 188134
    Грачи прилетели. 187116
    Дворик. Зима. 1870-е39
    Домик в провинции. Весна. 187837
    Дорога в лесу. 187138
    Дубы. 18558
    Закат. 1870-е13
    Закат над болотом. 187120–21
    Зима. 187347
    Зимний вечер44
    Зимний пейзаж. Москва. 187342
    Зимний пейзаж. 1880–1890-е44
    Зимний пейзаж (Оттепель). 1890-е46
    Зимняя дорога. 1870-е26
    Зимняя ночь. 18699
    Зимняя ночь. Деревня. 188143
    К концу лета на Волге. 187324
    Камень в лесу у «Разлива». 18505
    Лес в инее. 189045
    Лосиный остров в Сокольниках. 186915
    Лунная ночь. Пейзаж с костром. 1880–1890-е40
    Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 187430
    Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 185411
    Морской пейзаж11
    Ночное. 187130
    Озеро в горах Швейцарии. 186613
    Оттепель. Ярославль. 187427
    Пейзаж. Берег Волги. 187423
    Пейзаж с волками. 1880-е43
    Пейзаж с избушкой 186610
    Пейзаж с сосной. 185410
    Пейзаж с хутором у озера. 1880–1890-е19
    Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 187119
    Плоты. 186817
    Проселок. 187325
    Радуга. 187528–29
    Ранний март. Закат. 18555
    Рожь. 188132
    Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты. 1872–187430
    Сельский вид. 186718
    Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 187834
    Хоровод в селе. Эскиз. 1873–187426
    Церковь Ильи Обыденного в Москве. 188235