Кирилл и Мефодий

В. Воскобойников


64 страницы, 121 иллюстрация

художник Александр Иванович Чаузов




  



автор
Валерий Михайлович Воскобойников - автор более шестидесяти книг для детей и юношества и нескольких десятков радиопьес, поставленных на Радио России и Радио Санкт-Петербурга. Его произведения изданы во многих странах, от Японии до США. За книгу исторических рассказов "Жизнь замечательных детей" он награжден Почетным международным дипломом им. Г. Х. Андерсена, он также является лауреатом высшей награды Международного книжного салона 2003 года в Санкт-Петербурге "Серебряная литера", Первой православной премии России, врученной на Всероссийской православной выставке в Санкт-Петербурге в 2003 г., Премии имени С. Я. Маршака (2005 г.) и Премии имени А. С. Грина (2006 г.).
 
В книге много интересных подробностей не только о жизни Кирилла и Мефодия. Это и рассказ о Византии, о древних городах Крыма, о жителях славянских земель, о борьбе за православие.
Книга рассказывает о жизни - подвиге первоучителей славян братьев Кирилла и Мефодия. Эти ученые мужи создали азбуку для славян, которой мы пользуемся и сегодня. Без письменности, т. е. без записи мыслей, информации, невозможно представить сегодняшнюю жизнь. Вот какое поистине великое дело совершили братья Кирилл и Мефодий!
 
Книга хорошо иллюстрирована. Практически на каждой странице рисунки современного детского художника, дающие представление о времени жизни Кирилла и Мефодия. Текст книги иллюстрируется и произведениями великих русских живописцев: Н. Рериха, М. Нестерова, И. Айвазовского и др. В книге много информативного материала.
 
В данной книге ярким и образным языком, на добросовестном фактическом материале рассказывается о создателях азбуки, которой и сегодня пользуются русские и украинцы, белорусы, сербы и болгары. Книга интересна и детям, и взрослым; особенно рекомендована для воскресных и православных школ.

Аннотация

Это увлекательный рассказ о жизни двух великих братьев, Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность. Сегодня нам трудно представить, что было время, когда народы Европы вовсе не знали грамоты или пользовались примитивными письменами - рунами. Кирилл и Мефодий родились в первой половине IX века в семье знатного военного в большом приморском византийском городе Фессалоники. Сначала их жизни разошлись: Мефодий достиг высоких званий в военной службе, а Кирилл - глубоких познаний в науке. Его учили самые образованные люди страны, т. к. после смерти отца от ран, полученных в битве, Кирилл стал товарищем по обучению будущего византийского императора и воспитанником своего родственника, главного министра.

В 863 году Кирилл (в первой половине жизни его звали Константином, а еще добавили высокое звание - "Философ") совершил научный подвиг на территории будущей Руси - в Херсонесе. Возглавляя византийское посольство к правителю могучей тогда державы хазарскому кагану, он организовал археологическую экспедицию и сумел отыскать на маленьком одиноком островке вблизи города святые мощи (останки) одного из первых епископов Рима, юного ученика и спутника апостола Петра, Климента Римского. Для того времени такое событие было грандиозным.

Второй подвиг братья совершили вместе, когда стали иноками, уединившись в маленьком монастыре на знаменитой горе Олимп для создания славянской письменности. Язык южных славян они знали как свой родной, потому что город Фессалоники триста лет был наполовину славянским. Но у славян не было тогда письменности, а значит, не было и письменной истории. Ведь народ начинает помнить своих предков, свою историю, только когда у него появляется письменность. Однако мало придумать знаки, изображающие звуки речи, надо еще познать законы, по которым строится язык. Это мог сделать только один из самых образованных людей своего времени - Кирилл.

Переведя самые необходимые книги, братья отправились на земли славян в Великую Моравию. Преодолев многие опасности, жестокое сопротивление немецких священников, благодаря подвигам братьев и их ученикам славянское просвещение победило, а спустя век и озарило светом знаний молодое Русское государство.

Православная церковь канонизировала их, дав самый высокий ранг святости - равноапостольный.