Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум», Санкт-Петербург.

автор вступительной статьи и составитель каталога

Е. Кочерова

текст аннотаций

Е. Кочерова, Е. Львова

научный консультант

Ю. Мудров





  


год издания  -  2008
место печати  -  Калининград
тираж  -  1500
формат  -  230х310
страниц  -  64
иллюстраций  -  122
обложка  -  твердый переплет
ISBN  -  9785779314022
 

Кочерова Елена Игоревна – старший научный сотрудник, автор ряда публикаций об истории ГМЗ «Ораниенбаум»
Львова Елена Рафаиловна – реставратор живописи

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума, расположенный на южном берегу Финского залива, единственный из исторических пригородов Петербурга не был разрушен в годы Великой Отечественной войны. В нем сохранились уникальные дворцы, большинство из которых были созданы в середине XVIII столетия известным итальянским архитектором А. Ринальди. Все владельцы усадьбы – князь А.Д. Меншиков, Петр III, Екатерина II, Александр I и Елизавета Алексеевна, великий князь Михаил Павлович, великие княгини Елена Павловна и Екатерина Михайловна и, наконец, последние владельцы – принцесса Е.Г. Саксен-Альтенбургская, герцоги Г.Г. и М.Г. Мекленбург-Стрелицкие – заботились не только о дворцах и парках Ораниенбаума, но сохраняли и преумножали коллекции, находившиеся здесь.

Судьба Ораниенбаума на протяжении трех столетий была изменчива: периоды расцвета сменялись годами забвения.

Войны и революции, злая воля бесконечных реформаторов вырывали из исторического контекста искусства созданные творческим гением старых мастеров целые пласты культурного наследия. После 1917 года неоднократные административные реорганизации музея приносили его коллекциям непоправимый урон. Однако живописное собрание Ораниенбаума сохранило свою художественно-историческую ценность, своеобразие, значимость и поныне. Сегодня ГМЗ «Ораниенбаум» вновь переживает период перемен. Намеченная масштабная реставрация ансамбля, отчасти уже ведущаяся, ограничит в ближайшие годы возможность знакомства с его собраниями.

В 2011 году будет 300-летие Ораниенбаума, памятника, включенного ЮНЕСКО в «Список Всемирного культурного наследия человечества».

В альбоме представлена уникальная коллекции россики: С. Торелли, Г.-Х. Грот, Ф.-Г. Баризьен, Ф.де Самсуа; многие из этих произведений были заказаны императорской фамилией специально для Китайского дворца Ораниенбаума. Особо выделена в альбоме коллекция так называемых «головок» П. Ротари, которого очень ценила императрица Екатерина II, приобретавшая многие его произведения. Соотечественник и друг художника, архитектор А. Ринальди, возводивший Китайский дворец по заказу императрицы, бережно подошел к наследию мастера, сделав «головки» главным элементом в декоративном убранстве одного из покоев, получившего название — Портретная. Принцип размещения картин в интерьере рассчитан на смену впечатлений и служит «наслаждению для глаз». Впервые полностью показана в альбоме серия пастелей французского художника Самсуа, изображающая дам малого двора в маскарадных костюмах, символизирующих времена года, части света, стихии. На них изображены близкие подруги великой княгини Екатерина Алексеевны, будущей императрицы. Коллекция императорских портретов – редкие иконографические типы.

Батальные сцены работы Ш.-С. де Варенна, К.-Ф. Шульца, В.Н. Максутова – любимых художников императора Николая I. Первые панорамные живописные виды Ораниенбаума, исполненные в 1758 немецким художником Ф.-Г. Баризьеном в 1758 по заказу великого князя Павла Петровича, в то время владевшего усадьбой.

Важнейшей частью оформления дворцов XVIII века всегда была живопись. Репрезентативные плафоны, панно, большеразмерные полотна и изысканные декоративные портреты (П.-А. Ротари и Ж. Самсуа) были основным элементом художественного убранства. Над оформлением Китайского дворца трудились великие декораторы XVIII века Дж. Тьеполо, С. Торелли, С. Бароцци. Ораниенбаумское собрание живописных произведений европейских мастеров, работавших в России, называемое «россика», поистине уникально. Предлагаемый альбом – первое значительное издание живописной коллекции ГМЗ «Ораниенбаум» XVIII–ХХ веков.

Аудитория - музейные сотрудники, искусствоведы, коллекционеры и все, кто интересуется искусством России.



Аннотация

Все владельцы усадьбы, начиная с Петра III, заботились не только о дворцах и парках Ораниенбаума, но сохраняли и преумножали коллекции, находившиеся здесь. После Октябрьского переворота начался процесс национализации. С 1925 по 1939 год Ораниенбаумские дворцы были объединены в единый комплекс с музеями Петергофа. В послевоенные годы в Ораниенбауме проводились реставрационные работы, открывались дворцы, создавались новые экспозиции, пополнялись коллекции музея. Издание – первая крупная публикация живописного собрания Ораниенбаума. Оно выходит в преддверии 300-летнего юбилея музея, который будет отмечаться в 2011 году.



Предисловие

Художественные сокровища Ораниенбаума – уникального дворцово-паркового ансамбля в окрестностях Санкт-Петербурга – издавна были предметом восхищения ценителей и исследователей истории мировой и отечественной художественной культуры.

Еще академик Якоб Штелин, по долгу службы, в середине XVIII столетия, составляя проект развески живописных произведений в Картинном зале дворца крепости Петерштадт, высоко оценивал дворцовые собрания. Посещение Ораниенбаума и осмотр его дворцовых залов не оставили равнодушными французских писателей Александра Дюма, Теофиля Готье, Астольфа де Кюстина. Самые восторженные отзывы об ансамбле и его коллекциях оставили авторитетные исследователи, выдающиеся деятели русской художественной культуры конца Х1Х – начала ХХ столетий Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Игорь Грабарь, Александр Успенский.

Ораниенбаумские дворцы славились своими коллекциями, собиравшимися представителями нескольких поколений владельцев этой блестящей вельможной, а позже императорской, великокняжеской, герцогской резиденции. И живопись всегда была их важнейшей частью. Репрезентативные плафоны, панно, большеразмерные полотна и изысканные декоративные портреты ( П.-А. Ротари и Ж. Самсуа) были основным элементом художественного убранства дворцовых интерьеров. Над оформлением Китайского дворца трудились великие декораторы XVIII века Джанбатиста Тьеполо, Стефано Торелли, Серафино Бароцци. Благодаря им, Китайский дворец столетие спустя заслужит восторженную оценку Александра Бенуа: «…удивительно красивый и выдержанный, он должен занять одно из самых первых мест в истории искусства XVIII века». И далее: «…единственный в своем роде перл, художественное произведение…цельное,…гармоничное, так изумительно исполнено…, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта». Ораниенбаумское собрание живописных произведений европейских мастеров, работавших в России, и называемое «россика», поистине уникально. На этом фоне коллекция собственно отечественной живописи может казаться не столь объемлющей, но ее значительность вряд ли возможно преуменьшить.

Коллекции первых владельцев Ораниенбаума – Александра Меншикова и Петра III в свое время считавшиеся одними из лучших в России, в силу политических причин были разобщены, а позднее растворились в других хранениях. Х1Х столетие можно считать благополучным в истории Ораниенбаума, художественные собрания которого в этот период старательно преумножались. Но ХХ век был безжалостен.

Войны и революции, злая воля бесконечных реформаторов, вырывали из исторического контекста искусства созданные творческим гением старых мастеров, выдающихся и безвестных, целые пласты культурного наследия, характеризовавшие эстетические вкусы и созидательную собирательскую деятельность владельцев. Музеефикация дворцово-паркового ансамбля после октябрьского переворота 1917 года была призвана сохранить уникальный комплекс, но неоднократные административные реорганизации музея приносили его коллекциям непоправимый урон. Однако, живописное собрание Ораниенбаума сохранило свою художественно-историческую ценность, своеобразие, значимость и поныне.

Историко-художественные памятники и коллекции Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» вновь сегодня переживают период перемен. Намеченная масштабная реставрация ансамбля, отчасти уже ведущаяся, ограничит в ближайшие годы для любителей искусства возможность познакомиться с его собраниями. Но будем надеяться, что грядущее в 2011 году трехсотлетие Ораниенбаума, ознаменуется доступностью и прежней целостностью всех художественных сокровищ ансамбля – памятника, включенного ЮНЕСКО в «Список Всемирного культурного наследия человечества».

Все, кто участвовал в подготовке настоящего издания, бесконечно признательны издательству «Белый город», взявшему на себя и труд, и творческую смелость, опубликовать уникальное художественное собрание, судьба и цельность которого уже завтра, возможно, изменяться. Авторский коллектив надеется, что намеченное изменение официального статуса музея не повлечет за собой растворения художественных коллекций Ораниенбаума, а будет лишь временным эпизодом в почти трехсотлетней его истории.

В преддверии будущих личных встреч любителей искусства с живописными произведениями в залах дворцов Ораниенбаума предлагаем глубокоуважаемым читателям и зрителям знакомство с настоящим изданием, выход в свет которого, в силу этих причин, является событием исключительным.



Книга из серии

Серия «Сокровища русского искусства»

 

В 2002 году издательство “Белый город” в проекте издания альбомов региональных художественных музеев России из серии “Сокровища русского искусства” подготовило и выпустило из печати первые 6 книг. Любителям живописи и специалистам были представлены коллекции музеев Казани, Астрахани, Костромы, Саратова, Севастополя и Курска. В работу над альбомами были вовлечены научные сотрудники музеев, искусствоведы. Каждый музей отличается своей оригинальной коллекцией, своей судьбой, историей, прошлым и настоящим. Неповторимостью и оригинальностью каждого музея объясняется то обстоятельство, что все изданные альбомы, имея серийное “модульное” оформление, не повторяют друг друга. Проект выпуска серии “Сокровища русского искусства” нашел широкий отклик среди других музеев России, и сейчас издательство уже выпустило альбомы 30-ти музеев. В этой связи заметим, что, как всякий позитивный процесс, наш проект развивается и совершенствуется. Альбомы становятся предметом не только интереса рядовых читателей, но и важным, подчас единственным источником музейной интеграции. В процессе выпуска альбомов происходит то, ради чего стоило затевать издание этой серии: музеи с большой подробностью узнают друг о друге, обнаруживаются варианты произведений, осуществляются атрибуции. Все это заставляет нас с воодушевлением продолжать работу.


Список иллюстраций

  • 1. Мейер Егор Егорович. 1820-1867
    Китайский дворец в Ораниенбауме. 1840-е
  • 2. Неизвестный литограф
    Портрет великой княгини Елены Павловны. 1870-е
  • 3. Неизвестный художник
    Портрет великого князя Михаила Павловича. 1840-е
  • 4. Пазетти Анаклет (Петр) Альфредович
    Портрет принцессы Е.Г. Саксен-Альтенбургской. 1896
    Фотография
  • 5. Неизвестный художник
    Портрет царицы Евдокии Федоровны, урожденной Лопухиной. 1720-е
  • 6. Ведекинд Иоганн Генрих (Wedekindt Johann Heinrich). 1674-1736
    Копия с оригинала И.Г. Адольского 1725-1726 годов
    Портрет императрицы Екатерины I. Около 1726
  • 7. Каравак Луи (Caravaque Louis) (?). 1684-1754
    Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1740-е
  • 8. Неизвестный художник с оригинала Л. Каравака 1717 года
    Портрет императора Петра I
  • 9. Баризьен Фридрих Гартман
    Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны двора. 1758
  • 10. Неизвестный художник с оригинала Ф.С. Рокотова 1758
    Портрет великого князя Петра Федоровича. Конец XVIII – начало XIX века
  • 11. Неизвестный художник с оригинала Г.Х. Гроота 1745 года
    Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Середина XVIII века
  • 12. Неизвестный художник с оригинала Л. Каравака после 1741
    Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII века
  • 13. Баризьен Фридрих Гартман
    Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны Японского павильона. 1758
  • 14. Неизвестный художник с оригинала Л. Каравака 1745
    Портрет императрицы Екатерины II. Около 1762
  • 15. Гроот Георг
    Портрет графа О.-Ф. Брюммера. 1742
  • 16. Гроот Георг
    Портрет обер-камергера Ф.-В. фон Берхгольца. 1742
  • 17. Пфандцельт) Лукас
    Портрет генерал-майора графа А.-Г. Цёге фон Мантейфеля. 1743
  • 18. Пфандцельт Лукас
    Портрет пастора Н. Бютцова. 1754
  • 19. Самсуа Франсуа де
    Портрет графини П.А. Брюс. «Вода». Около 1756
  • 20. Самсуа Франсуа де
    Портрет М.О. Закревской. «Земля». 1756
  • 21. Самсуа Франсуа де
    Портрет графини М.Р. Воронцовой. «Огонь». 1756
  • 22. Самсуа Франсуа де
    Портрет А.Н. Нарышкиной. «Воздух». 1756
  • 23. Самсуа Франсуа де
    Портрет княгини Н.П. Щербатовой. «Весна». 1756
  • 24. Самсуа Франсуа де
    Портрет М.П. Нарышкиной. «Европа». 1756
  • 25. Самсуа Франсуа де
    Портрет княгини Е.С. Куракиной. «Лето». 1756
  • 26. Самсуа Франсуа де
    Портрет княгини М.Я. Грузинской. «Азия». 1756
  • 27. Самсуа Франсуа де
    Портрет М.П. Салтыковой. «Осень». 1756
  • 28. Самсуа Франсуа де
    Портрет княгини Д.А. Голицыной. «Зима». 1756
  • 29. Самсуа Франсуа де
    Портрет М.Г. Тепловой. «Америка». 1756
  • 30. Эриксен Вигилиус
    Портрет императрицы Екатерины II в гвардейском
    мундире на коне Бриллиант. 1760-е
  • 31. Неизвестный художник
    Портрет графа Г.Г. Орлова. Не ранее 1771
  • 32. Эриксен Вигилиус
    Портрет императрицы Екатерины II перед зеркалом. 1764
  • 33. Ротари Пьетро Антонио
    Венера и Адонис. 1750-е
  • 34. Ротари Пьетро Антонио
    Девушка-цыганка. Между 1756 и 1762
  • 35. Ротари Пьетро Антонио
    Девушка с черной маской. Между 1756 и 1762
  • 36. Ротари Пьетро Антонио
    Девушка в темной накидке. Между 1756 и 1762
  • 37. Ротари Пьетро Антонио
    Девушка с розой в волосах. Между 1756 и 1762
  • 38. Ротари Пьетро Антонио
    Девушка, сидящая на стуле. Между 1756 и 1762
  • 39. Ротари Пьетро
    Девушка в красной шапочке. Между 1756 и 1762
  • 40. Ротари Пьетро
    Девушка в розовом тюрбане. Между 1756 и 1762
  • 41. Ротари Пьетро
    Девушка с книгой. Между 1756 и 1762
  • 42. Ротари Пьетро Антонио (Rotari Pietro Antonio). 1707-1762
    Спящая девушка. Между 1756 и 1762
  • 43. Ротари Пьетро Антон
    Девушка с красной лентой в волосах. Между 1756 и 1762
  • 44. Ротари Пьетро
    Девушка в белой накидке. Между 1756 и 1762
  • 45. Ротари Пьетро
    Страдающая девушка. Между 1756 и 1762
  • 46. Ротари Пьетро
    Девушка в шляпе. Между 1756 и 1762
  • 47. Ротари Пьетро Антонио (Rotari Pietro Antonio). 1707-1762
    Девушка в голубой шубке. Между 1756 и 1762
  • 48. Ротари Пьетро
    Мальчик в черном кафтане. Между 1756 и 1762
  • 49. Ротари Пьетро
    Девушка с веером. Между 1756 и 1762
  • 50. Ротари Пьетро
    Девушка в красном жилете. Между 1756 и 1762
  • 51. Ротари Пьетро Антонио (Rotari Pietro Antonio). 1707-1762
    Крестьянский мальчик. Между 1756 и 1762
  • 52. Ротари Пьетро
    Девушка с пером в волосах. Между 1756 и 1762
  • 53. Ротари Пьетро
    Девушка в голубой шапочке. Между 1756 и 1762
  • 54. Ротари Пьетро
    Сидящая девушка с розой в волосах. Между 1756 и 1762
  • 55. Ротари Пьетро
    Портрет девушки. Между 1756 и 1762
  • 56. Антропов Алексей Петрович
    Портрет великого князя Павла Петровича. 1761
  • 57. Неизвестный художник
    Школа П.-А. Ротари
    Калмычка (обманка). Около 1760
  • 58. Неизвестный художник
    Школа П.-А. Ротари
    Калмык (обманка). Около 1760
  • 59. Торелли Стефано
    Селена и Эндимион. 1765
  • 60. Торелли Стефано
    Похищение Ганимеда. 1760-е
  • 61. Торелли Стефано
    Юнона. 1760-е
  • 62. Торелли Стефано
    Венера. 1760-е
  • 63. Торелли Стефано
    Марс. 1760-е
  • 64. Торелли Стефано
    Нимфа. 1768
  • 65. Торелли Стефано
    Нептун. 1768
  • 66. Гроот (Грот) Иоганн Фридрих (Иван Федорович)
    Голубь, кормящий голубят. 1773
    Холст, масло
  • 67. Гроот (Грот) Иоганн Фридрих (Иван Федорович)
    Битая дичь. 1784
  • 68. Гроот (Грот) Иоганн Фридрих (Иван Федорович)
    Дикая утка с утятами. 1776
  • 69. Калау Беньямин
    Портрет старика-еврея. Между 1743 и 1746
  • 70. Неизвестный художник с оригинала С. Торелли 1765
    Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. Начало XIX века
  • 71. Неизвестный художник с оригинала И.-Б. Лампи-старшего 1793
    Портрет императрицы Екатерины II. Конец XVIII века
  • 72. Неизвестный художник
    Портрет великой княгини Натальи Алексеевны. Около 1775
  • 73. Неизвестный художник с оригинала М.Л.Э. Виже-Лебрен 1799
    Портрет императрицы Марии Федоровны. 1810-е
  • 74. Неизвестный художник с оригинала С.С. Щукина 1799
    Портрет императора Павла I. Начало XIX века
  • 75. Неизвестный художник с оригинала Дж. Доу 1825
    Портрет императора Александра I. 1820-е
  • 76. Варенн де Шарль Сантуар. 1763-1854
    Бивуак в горах. Около 1830
  • 77. Пасс Израэль Абрамович (Исидор Алексеевич). 1868 – после 1935
    С оригинала Ф. Крюгера 1830-х
    Портрет великого князя Михаила Павловича. 1896
  • 78. Неизвестный художник с оригинала Ф. Крюгера 1850
    Портрет императора Николая I. Около 1852
  • 79. Шульц Карл Фридрих. 1796-1866
    Прусская кавалерия в походе. 1855
  • 80. Шульц Карл Фридрих. 1796-1866
    Прусская кавалерия в походе. 1855
  • 81. Неизвестный художник
    Портрет неизвестной на фоне пейзажа. 1810-е
  • 82. Орловский Александр Осипович. 1777-1832
    Тройка. 1816
  • 83. Неизвестный художник
    Дети. 1840-е
  • 84. Штилер Йозеф Карл. 1781-1858
    Портрет герцога М. Лейхтенбергского. 1839
  • 85. Неизвестный художник с оригинала Дж. Биливерти 1612
    Прощание Товия с Ангелом. 1820-е
  • 86. Петров Михаил Петрович с оригинала неизвестного художника XVIII века
    Портрет императора Иоанна Антоновича. 1869-1872
  • 87. Петров Михаил Петрович с оригинала И.-Г. Таннауера 1710-х
    Портрет кронпринцессы Шарлоты Христины Софии. 1869-1872
  • 88. Петров Михаил Петрович с оригинала Л. Каравака 1730
    Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1869-1872
  • 89. Петров Михаил Петрович с оригинала И.П. Люддена 1728
    Портрет императора Петра II. 1869-1872
  • 90. Петров Михаил Петрович с оригинала неизвестного художника XVIII века
    Портрет цесаревича Петра Петровича. 1869-1872
  • 91. Петров Михаил Петрович с оригинала Л. Каравака 1725 года
    Портрет цесаревны Анны Петровны. 1869-1872
  • 92. Петров Михаил Петрович с оригинала Ж. Вуаля. 1776
    художник второй половины XIX века
    Портрет великой княгини Натальи Алексеевны. 1869-1872
  • 93. Трифонов Николай Иванович с парсуны XVII века
    Портрет царевича Алексея Алексеевича. 1845
  • 94. Боголюбов Алексей Петрович
    Броненосный крейсер «Рюрик». 1895
  • 95. Максутов Василий Николаевич. 1826-1886
    Смерть генерал-майора Слепцова на Кавказе в деле при реке Гехи с горцами 10 декабря 1851. 1852
  • 98. Неизвестный художник
    Портрет А.С. Норова. Около 1856
  • 97. Неизвестный художник
    Портрет светлейшего князя К.А. Ливена. Не ранее 1829
  • 98. Ботман Егор Иванович. 18?? - 1891
    Портрет графа Д.Н. Блудова. 1872 -1873
  • 99. Неизвестный художник с оригинала Ф. Крюгера 1852
    Портрет графа Л.А. Перовского. 1850-е
  • 100. Зенф Карл Август
    Портрет О.П. Козодавлева. Около 1810
  • 101. Неизвестный художник
    Портрет графа С.С. Ланского. 1850-е
  • 102. Шестериков Николай
    Портрет В.Г. Глазова. 1915
  • 103. Нефф Тимофей Андреевич (Тимолеон Карл)
    Игры Амуров. 1860-е
  • 104. Антонов Павел Илларионович
    по гравюре Ф. Буше с арабески А. Ватто «Разоритель воробьиных гнезд»
    Пастораль. Декоративное панно Штофной опочивальни. 1890-е
  • 105. Бейдеман (Бейдеманн) Александр Егорович (Георгиевич). 1826-1869
    с оригинала Фр. Альбани
    Похищение Европы. 1863
  • 106. Айвазовский Иван Константинович
    Морской пейзаж. 1899
  • 107. Айвазовский Иван Константинович
    Пейзаж с ветряной мельницей. 1865
  • 108. Айвазовский Иван Константинович
    Жатва. 1865
  • 109. Айвазовский Иван Константинович
    Бахча. 1887
  • 110. Голландский Спиридон с оригинала Ф.-К. Винтергальтера 1857
    Портрет императрицы Марии Александровны. 1887
  • 111. Маковский Константин Егорович 1839-1915
    Портрет императрицы Александры Федоровны. 1896
  • 112. Неизвестный художник по фотографии С.Л. Левицкого около 1878 года
    Портрет императрицы Марии Александровны. Около 1878
  • 113. Верещагин Петр Петрович
    Сурам. 1880-е
  • 114. Крыжицкий Константин Яковлевич
    Морской пейзаж. 1893
  • 115. Волков Ефим Ефимович
    Пейзаж. 1895
  • 116. Степанов Клавдий Петрович
    Серенада. 1900-е
  • 117. Кучумов Василий Никитич
    Павловский дворец. Зал Войны. 1920-е
  • 118. Коровин Константин Алексеевич
    Цветы. 1917

  •