Афонские встречи


Святая Гора глазами современного русского паломника: увлекательный рассказ о великих старцах прошлого, современных подвижниках, истории афонских монастырей, незабываемых впечатлениях и радостных открытиях


автор


Троицкий Павел




год издания  -  2010
место печати  -  Тверь
тираж  -  3000
формат  -  120 х 200
страниц  -  320 + 16 полос цветная вклейка
иллюстраций  -  16
обложка  -  твердый переплет, препресс глянцевой пленки
ISBN  -  978-5-485-00252-7

страницы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  


В книге православного писателя, много раз посетившего Афон, читатель найдет повествование о наиболее ярких страницах истории монашеской республики, о великих старцах прошлого, о встречах с современными подвижниками, размышления о судьбе Афона.

Автором книги «Афонские встречи» является известный православный писатель Павел Троицкий, который в своей жизни не раз посетил Святую Гору. Книга, глазами очевидца, расскажет о жизни монашеской республики, ее людях и святынях. В книге много иллюстраций, показывающих святость и красоту этого места.



Аннотация

В книге известного православного писателя, более десяти раз посетившего Святую Гору Афон, читатель найдет увлекательное повествование о наиболее ярких страницах истории монашеской республики и отдельных монастырей, о великих старцах прошлого, рассказы о встречах с современными подвижниками, как широко известными, так и не очень, размышления о судьбе Афона в современном, быстро меняющемся мире. Книга снабжена немалым количеством высокохудожественных фотографий, дающих наглядное представление об уникальной природе и святынях Афона.


Предисловие

Но все-таки, брат писатель, если попадешь на Афон, не забудь записную книжку. Не верь Паустовскому, что это не обязательно. Потом всегда все вспоминается в перевранном свете. Да и неповторимость впечатлений — сама по себе талант, заменить ее памятью или вдохновенными воспоминаниями невозможно.

Анатолий Даров

Эта книга — не историческое описание Святой Горы, но и не путевой дневник, с точностью отражающий все происшедшее. Это попытка описать свои впечатления от посещения Святой Горы. Мне приходилось много раз бывать на Афоне, и одни впечатления, события и встречи ныне накладываются на другие и образуют цельную картину. Остается надеяться, что она получилась достаточно правдивой. Неисчерпаемое богатство Афонской Горы подтолкнуло меня к изучению истории этого святого места. Исторические штрихи должны сделать картину яснее и четче.

Осмысление пути, пройденного по Афону, заставило задуматься: что же является самым большим богатством Святой Горы? Несомненно, нет на земле другого подобного места, где находится такое множество чудотворных икон и мощей. Это единственное в мире монашеское государство, сохранившее древние иноческие традиции. Но все сказанное не дает ответа на поставленный вопрос. И все же, как мне думается, он существует. Если бы кому-нибудь удалось разрушить все монастыри, похитить все иконы и мощи, но при этом осталось бы афонское братство, то Афон все равно был бы Афоном. И через некоторое время святогорские монастыри получили бы новых святых, а мы смогли бы вновь приложиться к мощам. Не стоит уже говорить о том, что человек, стяжавший благодать, сам по себе является святой иконой.

Если же не останется на Афоне тех, кто возносит свои молитвы к Богу, то Афон не будет уже Вертоградом Божией Матери, даже если он сохранит и мощи, и иконы, и древние стены своих монастырей. Это будет музей, пусть самый лучший музей мира. И можно сказать с уверенностью, что самое большое афонское богатство — это святые отцы, пока еще идущие тяжелыми земными тропами. На этой земле не рождаются. Здесь только умирают. Это, конечно, верно, но не совсем. На этой земле происходит рождение человека не от земных родителей, а от Бога. И человека не тленного и слабого, а в сиянии вечной славы. Всем прошедшим афонскими тропами удается если не получить толику этой благодати, то хотя бы лицезреть ее сияние в других, видеть то сокровище, которое он должен обрести.

Про Афон написано много хороших книг, в том числе и современными авторами. Стоит ли прибавлять к ним еще одну? Нуждается ли Афон в рекламе? Не приведут ли подобные книги к расширению туристического бизнеса? Не наполнится ли Святая Гора любопытствующими, которые сделают монашескую жизнь невозможной? Отчасти такие опасения справедливы. И тут мне вспоминается рассказ одного священника про своего собрата, также служителя алтаря. Он был очень образованный человек и прочел много книг про Афон, возможно, даже на греческом языке, и, естественно, захотел побывать на Святой Горе. Успешно преодолев все дипломатические преграды, которые в недавнем прошлом действовали гораздо эффективнее, он не смог преодолеть самую, казалось бы, простую преграду на пути к Афону — бытовую. Kогда батюшка вступил на святогорскую землю, он был поражен убогой обстановкой Пантелеимонова монастыря. Поскольку гости из России в те времена были еще очень редки, то немногие обитатели монастыря окружили батюшку, расспрашивая его о Родине. После этого батюшку отвели в самую лучшую гостевую келью, где было только жесткое ложе да гвоздь, на который можно было повесить подрясник. Не было ни душа, ни электричества. Словом, батюшка попал в живую старину. И после службы он на следующий же день поспешил покинуть столь тяжелую для проживания Афонскую Гору. Надо сказать, что если бы он посетил Пантелеимонов монастырь сегодня, то был бы принят гораздо лучше.

Предо мной раскрыт журнал «Вокруг света» за 1990 год. На фотографии мы видим самый простой трактор с прицепом, на котором восседает русский владыка со своими спутниками. Нынешние почетные паломники могут быть спокойны: сегодня на Афоне уже существуют хорошие дороги и автомобили высокого класса.

Так вот, никакая «реклама» не повредила бы Афону, если бы он оставался открыт только для тех, кто, превозмогая годы, болезни и нашу современную расслабленность, шел бы пешком под безжалостным солнцем по афонским дорогам: то спускающимся вниз, то снова устремляющимся наверх. Такой путник не будет писать пышные строки, полные искусственного восторга, не будет прятать реалии святогорской жизни за описаниями величественной афонской природы.

Только такой путник угоден Божией Матери, только такому путнику Она открывает самое большое богатство Афона.

Поэтому я, заканчивая сегодня это небольшое предисловие, хочу вспомнить всех тех, с кем делил кусок хлеба и глоток воды на афонских дорогах, с кем поднимался крутыми тропами и пробирался над бездонными пропастями, обливался потом и спал на камнях. Все это, конечно, малая жертва для Святой Горы, не сравнимая с той, которую приносили подвижники, всю жизнь проводя на этих кручах в непрестанных молитвах и трудах. Но все же это наша посильная жертва.

И я хочу сказать моим спутникам спасибо за помощь, за твердую руку друга, за терпение и любовь, которые они ко мне проявляли.


Заключение

Вот и закончена еще одна книга о Святой Горе. Сколько уже написано о ней! Библиография, опубликованная в 1976 году в «Богословских трудах» архимандритом Иннокентием (Просвирниным), насчитывает 912 работ только на русском языке. Более полные зарубежные библиографии включают в себя несколько тысяч источников. Но никогда эта тема не может быть закрыта. И не только потому, что все, связанное с Афоном, интересно для православного читателя. И не только потому, что голос со Святой Горы особенно важен для нашего спасения. Увы, мы до конца не осознаем, что этот мир существует, пока существует Афон. Написать об этом лучше, чем архиепископ Аверкий (Таушев), просто невозможно. Поэтому просто приведем его слова из доклада 1962 года, посвященного тысячелетию Святой Горы: «Такое столь печальное современное состояние нашей многовековой святыни не может не вызывать у нас чувства самой глубокой скорби и естественного желания что-то предпринять, чем можно было бы помочь нашим вымирающим обителям на Святой Горе. Но оно говорит нам и еще о чем-то — весьма знаменательном и судьбоносном. Ведь Святой Афон, как мы говорили об этом в самом начале, есть земной жребий Божией Матери, о котором Она Сама благоизволила изречь, что он будет существовать до скончания века. Следовательно, если Афону придет конец, то это — явный признак того, что конец уже близок. Единственное средство отсрочить эту явно приближающуюся кончину века сего — это оказать какую-то существенную поддержку нашим монастырям на Афоне, дабы они не вымерли окончательно, но могли бы и далее, с Божией помощью и под Покровом Царицы Небесной, продолжать существование, неся свое высокое служение всему христианскому миру».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что наши обители не вымерли. Остался Пантелеимонов монастырь, вновь стали появляться на Афоне русские келиоты. Российское правительство наконец обратило внимание на нужды Афона. 18 сентября 2006 года состоялось заседание Попечительского совета фонда поддержки русских святынь на Святой Горе Афон. Kроме духовных лиц, в Попечительский совет вошли: полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр иностранных дел С.В. Лавров, руководитель Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаков и многие крупные российские предприниматели. И конечно же, цели они имеют самые серьезные, и разруха на территории русского Афона заканчивается.

Но все это относится только к материальной сфере. Гораздо труднее вернуть прежний духовный потенциал русского Афона. На это нужны годы и годы. Но хочется верить, что Афон опять займет то же место в жизни русского человека, которое он занимал в прежней России. Для этого надо всем нам молиться и трудиться в той мере, какая отведена нам Господом.



Содержание

Предисловие3
Ночное восхождение8
Не только читал, но и написал36
Афонские были и небылицы49
Царская келья66
Kаруля88
Агрипния122
По русским кельям134
Молдавский скит154
Ильинский скит165
Сербский монастырь Хиландар182
Kрумица195
Зилотский флаг201
Старец Kаруля217
У старца229
Воронок для старца244
Мантия для игумена250
Белые люди 254
Последний сиромах265
Рядовой монах276
Иван281
Русский келиот290
Стихия и Афон294
Хери302
Урок преподобного Акакия310
Небольшое послесловие316