Русские художники-романтики

автор

Н. В. Ермильченко







  


год издания  -  2007
тираж  -  5000
место печати  -  Ярославль
формат  -  200х280
страниц  -  48
иллюстраций  -  118
обложка  -  твердый переплет
ISBN  -  978-5-7793-1238-7
 
 

В книге прослеживается история зарождения романтического направления в русской живописи, которое возникло в противовес строгим канонам классицизма, развитие романтизма в традиционных жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, возникновение нового жанра бытовой картины. Последние главы посвящены финальному аккорду романтизма – искусству «неоромантиков». Автору в такой, казалось бы, сугубо научной теме удалось избежать искусствоведческих сложностей и не пугать юного читателя обилием терминов. Книга написана просто и живо. Рассказывая о судьбах и творчестве художников-романтиков, автор не превращает их в бронзовые монументы, а представляет живыми людьми со всеми их странностями и слабостями. И это, пожалуй, главное в книге. Она не о картинах, а о людях, писавших эти картины.
Издание богато иллюстрировано репродукциями полотен замечательных русских художников: О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Варнека, А. Орловского, И. Айвазовского, А. Иванова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова и других.

Эта книга для тех, кто хочет с юных лет развивать в ребенке любовь к искусству и чувство прекрасного. «Классицизм, импрессионизм, романтизм? Да что вы? Это так сложно для детского восприятия!» – воскликнут многие родители. Не пугайтесь, в наших книгах из серии «Энциклопедия живописи для детей» нет ничего сложного и недоступного пониманию ребенка. Вас приятно удивят живые и увлекательные рассказы о людях, искавших новую дорогу в искусстве, о том, как складывалась их судьба, и о том, как рождались удивительные картины, многие из которых мы сейчас называем шедеврами.

Кто такой романтик? – Человек, смотрящий на жизнь через розовые очки, живущий в своем, придуманном мире, не желающий мириться с повседневной рутиной и скукой, мечтающий о героических подвигах, воспевающий высокие чувства и сильные страсти. Да, такими они и были, русские художники-романтики: Орест Кипренский и Василий Тропинин, опоэтизировавшие мир детства и создавшие галерею восхитительных женских портретов, с которых на нас смотрят вдохновенные, ангельски прекрасные лица; Карл Брюллов, гениально изобразивший трагический момент гибели Помпеи; Сильвестр Щедрин, воспевший романтическую природу Италии; Иван Айвазовский – непревзойденный певец морской стихии; Александр Иванов, мечтавший одной своей картиной переделать мир; Михаил Врубель с его гордым и непокорным Демоном; Виктор Борисов-Мусатов, полностью растворившийся в призрачном мире старинных усадеб, прекрасных дам и галантных кавалеров. Все они были романтиками не только в свом искусстве, но и в жизни над ними витал романтический ореол. Романтизм в русской живописи ограничен временными рамками XIX – начала XX века, но это отнюдь не означает, что он исчез из жизни, остался в прошлом. Пока человек живет, он продолжает мечтать и надеяться, ну а уж место подвигу, как известно, найдется всегда.

Книга «Русские художники-романтики» выходит в серии «Энциклопедия живописи для детей» и является продолжением цикла книг, посвященных идейно-художественным направлениям в русском изобразительном искусстве. В этом цикле уже были изданы такие книги, как «Искусство Возрождения», «Русский классицизм», «Импрессионизм», «Передвижники». Данная книга является хронологическим и логическим продолжением цикла и рассчитана на широкую детскую аудиторию. Школьникам начальных классов будет интересно рассматривать красивые картины, а также они, возможно впервые, познакомятся с именами знаменитых русских живописцев. Для читателей постарше наша книга может стать отправной точкой для более серьезного и детального изучения истории русской живописи



Аннотация

Период романтизма пережила и европейская, и русская живопись. Но для русской живописи он оказался больше, чем просто этапом продолжительностью в три десятка лет: романтизм на столетие вперед определил мотивацию художников, весь внутренний «драйв» их творчества. Без него история отечественной живописи не выглядит единым целым, распадается на ряд отдельных эпизодов. Так что знакомство с романтизмом неизбежно и необходимо. В то же время романтические полотна не столь просты для восприятия, несмотря на то, что и сейчас они могут рассчитывать на эмоциональный отклик смотрящего. Современный зритель рискует заблудиться в толпах бегущих на исторических полотнах людей, утонуть в полумраке портретов.

За каждым стилем и направлением в искусстве стоит философия, тот или иной способ мировосприятия. Обойти этот момент невозможно даже в книге, предназначенной для школьников: иначе не понять романтической живописи, не проникнуться симпатией к ее героям и создателям. Вместе с читателем автор выясняет, как смотрели на мир живописцы-романтики, каковы были их отношения со Временем, в чем смысл халатов и развевающихся кудрей на портретах.

Читатель учится узнавать признаки романтизма в пейзажах, портретах и исторических полотнах, приобщается к истории создания знаменитых картин романтического направления. Перед ним проходит ряд колоритных персонажей - эксцентричных, гениальных, окруженных ореолом невероятных слухов, бесконечно преданных искусству художников-романтиков. Кипренский, пишущий один за другим автопортреты, столь разные, что не поймешь, где он настоящий. Иванов, мечтающий одной картиной изменить человечество к лучшему. Брюллов, который не посчитал нужным дождаться опаздывающего на сеанс царя. Айвазовский с его вечной темой морских бурь…

Авторская манера изложения материала - живая, доверительная, на равных с читателем - позволяет воспринимать информацию более личностно, не отстраненно, а значит, лучше ее усваивать.

Как существенный «плюс» этой книги следует отметить то, что она не ограничивается рассмотрением только собственно романтического направления в русской живописи, а показывает, как преломлялся романтизм в творчестве художников следующих поколений. Благодаря этому, школьник получает возможность упорядочить свое представление об истории русской живописи, увидеть в ней не ряд параграфов, а единый сюжет. Главные действующие лица в нем, с одной стороны, художники: герои, миссионеры и рыцари искусства, а с другой - Время в трех своих ипостасях - прошлого, настоящего и будущего. А интрига в том, что почти все живописцы наши не очень любили настоящее и объединялись против него то с прошлым, то с будущим, а то и вовсе уходили в безвременный мир фантазии и сказки.



Содержание

«Души прекрасные порывы»2
 
«Тебе, певцу, тебе, герою...»6
 
«Когда на мрачную Неву звезда полуночи сверкает...»12
 
«Металися смущенные народы»20
 
Герои романтизма29
 
Мечты и странности строгих людей38
 
Новый романтизм40
 
«Мелодия грусти старинной»44


Наталия Валентиновна Ермильченко (автор) родилась в г. Москве. Окончила в 1984 г. исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Историография и источниковедение отечественной истории». Работала экскурсоводом в Государственном Историческом музее, референтом в АПН, редактором в редакции журнала «Урания».
С 1988 по 1995 г. посещала занятия литературного семинара под руководством Ю.И. Коваля. С 1997 г. – член Московской городской организации Союза писателей России.
Автор книг:
  • «Жил-был Пушкин». М., 1999.
  • «Король Артур и его рыцари». М., 2000.
  • «Возрождение». М., 2001.
  • «Античные мифы в искусстве». М., 2001.
  • «Как выжить в школе». М., 1999.
  • «1000 тайн астрологии». М., 2002.
  • «Русский дворянин эпохи Пушкина». М., 2005.
  • «История Москвы». М., 2001.
  • «ХХ век». М., 2002.
  • «Александр I». М., 2002.
  • «Николай I». М., 2003.
  • «Импрессионизм». М., 2003.
  • «Морская картина». М., 2004.
  • «Знаменитые полотна русских живописцев». М., 2005.
  • «Знаменитые соборы Западной Европы». М., 2004.
  • «Автопортрет». М., 2005.
  • «Передвижники», М., 2006.

    Переводы с английского:
  • М. Нортон «Мисс Прайс и волшебные каникулы». М., 1993. (Переиздания: М. Нортон «Леди ведьма». М., 2001; М. Нортон «Помело и медная шишечка». М., 2005.)
  • М. Стюарт «Маленькая ведьма». М., 2001.
  • С. Брэдли «Чудовища, привидения, легенды». М., 1999.
  • К. Ллевелин «А знаешь ли ты, что цветы могут расти в воздухе?». М., 1998.
  • Э. Хоувелл «Письма астролога». М., 1994.

    Публиковалась в изданиях: «Мурзилка», «Жили-были», «Наша школа», «Ларец Клио», «Кукумбер», «Трамвай», «Домашний очаг», «Уроки литературы», «Наш малыш», «Домовой», «Новая юность», «Harvard Business Review».

  •