Наполеоновский ампир.

автор

Федотова Елена Дмитриевна

год издания  -  2008
место печати  -  Италия
тираж  -  3000
формат  -  230х310
страниц  -  48
иллюстраций  -  97
обложка  -  твердый переплет
ISBN  -  978-5-7793-1494-7
 




  


Книга в серии «Эпохи, стили, направления» посвящена стилю «ампир», возникновение которого во Франции было связано с существованием империи Наполеона Бонапарта. В издании проблематика ампира рассматривается в тесной связи с эстетическими идеями эпохи первой трети XIX столетия, анализируются генезис стиля, этапа его расцвета и угасание в связи с уходом с исторической арены в 1814 году «императора французов». Как для всякого «большого стиля» для ампира был характерен синтез искусств, проявившийся в архитектуре, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, автор акцентирует внимание на специфике этого синтеза, в основе которой была эклектика. Читатель сможет познакомиться с фактами из жизни Наполеона Бонапарта и его ближайшего окружения, которые являлись основными заказчиками мастеров ампира, оценкой стиля современниками. Издание рассчитано в первую очередь на студентов и преподавателей художественных вузов, оно будет интересно также специалистам – историкам искусства, художникам, людям, просто интересующимся изобразительным искусством.

Книга в серии «Эпохи, стили, направления» посвящена проблематике стиля ампир, возникшего во Франции в годы правления Наполеона Бонапарта. Это первое в отечественном искусствознании исследование о последнем большом историческом стиле, уже во многом предвосхитившем эклектику в искусстве XIX века. Возможность знакомства читателей с проблематикой стиля, рассматриваемой в широком историческом контексте, делает издание привлекательным для широкого круга любителей искусства. В книге прослеживаются генезис и развитие ампира во Франции; принципы синтеза различных видов искусства – архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; приводятся интересные и малоизвестные факты из жизни Наполеона и его ближайшего окружения, являвшихся основными заказчиками мастеров ампира; оценка стиля империи современниками. Издание рассчитано на студентов художественных и гуманитарных вузов, но может быть интересным для читателей самого широкого круга.

Макет книги насыщен иллюстрациями произведений архитектуры, скульптуры, живописи, графики и прикладного искусства из зарубежных музеев:

  • Барластон, Музей Веджвуда
  • Вашингтон, Национальная галерея искусства
  • Вена, Музей истории искусства
  • Версаль, Национальная галерея
  • Версаль, Национальный музей
  • Милан, Галерея Брера
  • Дворец Мальмезон
  • Мальмезон, Национальный музей
  • Марсель, Художественный музей
  • Миннеаполис, Музей искусств
  • Монтобан, Музей Энгра
  • Нью-Йорк, музей Метрополитен
  • Париж, Библиотека Арсенала
  • Париж, Библиотека декоративного искусства
  • Париж, Лувр
  • Париж, Лувр, Кабинет рисунка и гравюры
  • Париж, Музей Армии, Дворец Инвалидов
  • Париж, Музей Жакмар-Андре
  • Париж, Музей Карнавале, кабинет графики
  • Париж, Национальная библиотека
  • Париж, Национальная библиотека, Кабинет эстампов
  • Париж, Национальный музей керамики
  • Рим, галерея Боргезе
  • Сидней, Художественный музей
  • Флоренция, галерея Питти
  • Фонтенбло, Национальный музей
  • Четсуорт, Собрание герцога Девонширского
  • Эдинбург, Национальная галерея Шотландии
    из отечественных музеев
  • Москва, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
  • Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
    и частных собраний.

    Живой характер изложения делает издание привлекательным для широкого круга читателей: в первую очередь – для студентов и преподавателей художественных и гуманитарных вузов, а также – для историков искусства, художников, людей, интересующихся изобразительным искусством.

    об авторе. Заведующая Отделом зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, автор 70 печатных работ, среди которых фундаментальные труды, статьи, каталоги в отечественных и зарубежных изданиях.
    Награды: золотая медаль Российской академии художеств 2005 года, диплом Российской академии художеств 2000 года.

    Аннотация автора

    Книга в серии «Эпохи, стили, направления» посвящена стилю ампир, возникшему во Франции в годы правления Наполеона Бонапарта. Проблематика этого стиля рассматривается на широком фоне эстетических идей эпохи, в тесной связи с выявлением сущности таких важных эстетических категорий как «эпоха» и «стиль». Автором анализируются генезис и этапы развития «стиля империи», синтез всех видов искусства – архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, специфика этого синтеза, основанного уже на принципах эклектики. Читателю будет интересно познакомиться с фактами из жизни «императора французов» и его ближайшего окружения, являвшихся основными заказчиками мастеров ампира; с оценкой стиля современниками.

    Издание рассчитано в основном на студентов и преподавателей художественных и гуманитарных вузов. Оно также привлечет внимание историков искусства, художников, людей, просто интересующихся изобразительным искусством.




  • Указатель произведений


    Бартелеми, Роже
    Триумф Бонапарта или Мир. 1801. Гравюра по рисунку П.П. Прюдона25
    Броньяр, Александр Теодор; Свебах, Фак Жрансуа Жозеф; Мико Младший Пьер Луи
    Сервиз в египетском стиле. Сахарница по рисунку Д. Виван Денона. 1804–1806. Севрская фарфоровая мануфактура13
    Бьенне, М.Г.
    Ларец для драгоценностей Марии Луизы. 181012
    Вазы Медичи. С рисунками на египетские мотивы. 1811. Севрская фарфоровая мануфактура16
    Верон-Белекур, Александр
    Наполеон посещает госпиталь Инвалидов 11 февраля 1808 года24
    Викар Жан Батист
    Портрет Каролины Мюрат40
    Виньон, Пьер Антуан, Юве, Жан Жак
    Церковь Мадлен в Париже (Храм Славы Великой армии). 1806–18126
    Годфруа, Жан; Изабе, Жан Батист
    Конгресс в Вене. 1819. Офорт22
    Гондуэн, Жак и Лепер, Жан Батист
    Колонна Великой армии на Вандомской площади в Париже. 1806–18105
    Гро, Антуан Жан
    Бонапарт посещает госпиталь зачумленных в Яффе 11 марта 1799 года. 1803–180424
    Мюрат на коне. 1808. Рисунок20
    Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. После 179718
    Наполеон в окружении художников в Салоне 1808 года23
    Наполеон награждает орденами Почетного легиона героев битвы на Аркольском мосту в соборе Инвалидов 15 июля 1804 года21
    Портрет генерала Лассаля. 180846
    Портрет мадам Фаврега в костюме турчанки. 179845
    Раздача императорских знамен на Марсовом поле 3 декабря 1805 года. Гравюра из сборника П.Ф.Л. Фонтена и Ш. Персье Описание церемоний и празднеств по случаю коронации Их Величеств… (Париж, 1807)22
    Турок на коне. 1808. Рисунок20
    Давид, Жак Луи
    Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. 1805–180742-43
    Леонид при Фермопилах. 180428
    Мадам Рекамье. 180044
    Наполеон в своем рабочем кабинете в замке Тюильри. 181229
    Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар. 180117
    Портрет графа Франсуа Нантского. 181147
    Детье, Жак Жульен
    Битва при Гелиополисе или Французы
    в Египте. Фрагмент свитка для мануфактуры. 1810-е19
    Дюбуа
    Гравюра с картины А. Курвозье. Вид мостов Искусств и Понт-Неф. 1816–18209
    Дюгур, Жан Демосфен
    Египетские гротески. Проект декорации стенной панели для кабинета Жозефа Бонапарта. 1787–180811
    Дюси, Луи
    Наполеон в окружении семьи на террасе дворца в Сен-Клу. 181023
    Жерар, Франсуа
    Королева Гортензия с сыном41
    Наполеон-император французов в коронационной мантии. 181031
    Портрет Жозефины32
    Портрет Иоахима Мюрат40
    Портрет Камилло Боргезе, герцога Гуастола, губернатора Пьемонта. 181038
    Портрет Элизы Бачокки с дочерью. 181139
    Портрет Марии Летиции Рамолино-Бонапарт37
    Жироде-Триозон, Анн Лиу
    Мадмуазель Ланж в образе Венеры. 179945
    Оссиан, встречающий тени французских воинов. 180227
    Зик, Бенджамен
    Художник в окружении египетских памятников (Аллегория барона Де Вивана Денона). Около1809–181119
    Изабе, Жан Батист
    Король Рима. Акварель. 181135
    Мадам Рекамье44
    Наполеон принимает рождение сына. 181134
    Портрет императрици Марии-Луизы. 181034
    Калле, Антуан Франсуа
    Аллегория взятия Ульма в октябре 1805 года25
    Канова, Антонио
    Мария Летиция Рамолино-Бонапарт. 180839
    Наполеон I консул. 180230
    Наполеон в образе Марса-победителя. 181131
    Паулина Боргезе в образе Венеры-победительницы. 1805–180838
    Кассас, Луи Франсуа
    Воображаемый вид египетского храма. 179910
    Каролина и Иоахим Мюрат, Люсьен Бонапарт, Жозеф Бонапарт. Гравюры XIX века41
    Кушетка с фигурами четырех львов. 181014
    Леваше, Шарль Франсуа Габриэль с оригинала Ораса Верне
    Наполеон I Консул. Раскрашенная гравюра20
    Лежене, Луи Франсуа
    Битва под Москвой 7 сентября 1812 года. Взятие Большого редута. 182221
    colspan=2Лефевр, Робер
    Паулина Бонапарт. 180638
    Мальтер, де Франсуа Оноре Жакоб по рисунку Шарля Персье
    Хранительница медалей в форме наоса15
    Наполеон сообщает Жозефине о разводе. Гравюра П. Боссельмана, К.А. Шассель. Первая половина XIX века34
    Одио, Жан Батист Клод; Томир, Пьер Филип
    Колыбель Короля Рима. По модели Пьер Поля Прюдона. 181135
    Персье, Шарль, Фонтен, Пьер Франсуа Леогнар
    Проект декора спальни во дворце Мальмезон10
    Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 18067
    Прюдон, Пьер Поль
    Бракосочетание Геракла и Гебы. Аллегория бракосочетания Наполеона и Марии-Луизы 1 апреля 1810 года. 181026
    Встреча Наполеона Бонапарта и императора Франца II Австрицского после битвы при Аустерлице в 1805 году. 180920
    Король Рима. 181135
    Король Рима. Рисунок36
    Портрет барона Доменика Виван Денон. 181546
    Портрет Жозефины в парке дворца Мальмезон. 180533
    Портрет Шарля Мориса де Талейран. 181747
    Психея, несомая Зефирами. 180827
    Спящий Король Рима. 181136
    Эскиз зеркала Марии Луизы12
    Сервиз Наполеона «Cabaret». 1810. Севрская фарфоровая мануфактура13
    Стол-консоль. Около 180015
    Суффло, Жан Жак
    Церковь Святой Женевьевы (Пантеон). 1806–18109
    Табакерка с портретом Наполеона Бонапарта работы Жана Батиста Изабе. 180813
    Тарелка с профильным изображением императора Траяна из сервиза Евгения Богарне. Около 1811. Севрская фарфоровая мануфактура16
    Тарелка с росписью на сюжет Карл VII пишет прощальное письмо Агнессе Сорель по живописному оригиналу Франсуа Ришара. Около 1811. Севрская фарфоровая мануфактура16
    Томир, Пьер Филип
    Канделябр с фигурой нубийской женщины. Около 180514
    фон Бенса, Александр Франц Риттер
    Общество в парке. Литография4
    Часы из апартаментов Марии Луизы. 181312
    Чаша, поддерживаемая двумя сфинксами. 1810-е47
    Чернильница. 1802. Севрская фарфоровая мануфактура15
    Шальгрен, Жак Франсуа
    Триумфальная арка Звезды в Париже. 1806–18378
    Шинар, Жозеф
    Портрет Жозефины. 1804–180633
    Портрет Жозефины. 1805–180633
    Портрет Жюльет Рекамье. 1805–180644
    Энгр, Жан Огюст Доменик
    Наполеон на императорском троне. 180630
    Портрет Каролины Ривьер. 180645
    Сон Оссиана. 181326