Жар-птица. Балетные сказки и легенды

автор

Дубкова Светлана Ивановна




страницы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

год издания  -  2010
место печати  -  ЗАО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь
тираж  -  5000
формат  -  165 х 215
страниц  -  336
иллюстраций  -  более 400
обложка  -  твердый переплет+ фольга + уф-лак
ISBN  -  978-5-7793-1708-5
 
 


  

 
 

Книга посвящена балету – прекрасному и романтическому виду искусства. Впервые либретто спектакля представлено в виде развернутого рассказа. Даются краткие сведения об эпохах, породивших тот или иной спектакль, и о хореографах, работавших над ним.

Книга очень красива. В ее оформлении использованы фотографии театральных занавесов и декораций, картины художников, отражающих содержание спектаклей, портреты композиторов и постановщиков, фотографии блистательных исполнителей любимых балетов, которые своим исполнением главных партий прославили спектакли, хореографов и театры.

Книга предназначена для библиотеки любого дома, потому что ее могут читать и дети, и взрослые, – ведь благодаря телевидению балетный спектакль сейчас входит в каждый дом, а посещение его – лучший подарок человеку любого возраста, тем более ребенку.

Книга содержит любопытную информацию о балетах, постановщиках и композиторах и о многочисленных исполнителях главных партий этих балетов на протяжении 150 лет.

об авторе
Дубкова Светлана Ивановна закончила физико-математический факультет МГУ имени Ломоносова; аспирантуру на кафедре астрофизики ГАИШ МГУ; кандидат физико-математических наук; автор научных статей по физике Солнечной системы и двенадцати научно-популярных книг. В течение многих лет читала «Курс общей физики» в различных институтах, а также популярные лекции по астрономии в планетариях Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Киева и за рубежом.



Аннотация

Книга посвящена балету – самому прекрасному и романтическому виду искусства. Впервые в балетной литературе краткое либретто спектакля представлено в виде развернутой сказки или легенды с изображением балетного действия и взаимоотношений персонажей. Описаны место и время действия спектакля, причины возникновения конфликтов у его героев, характеристики персонажей и, главное, смысловая нагрузка танцев кордебалета («Спартак» – военные действия, «Иван Грозный» – создание опричнины, «Лебединое озеро» – деспотическая власть Ротбарта над девушками-лебедями и т. д.). Выбраны наиболее популярные балеты классического репертуара, среди которых «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона», «Баядерка» и другие. Даются краткие сведения об эпохах, породивших тот или иной спектакль, и хореографах, создавших их.


Предисловие

История балета изобилует своими драмами и свершениями. Ее творили великие люди, которые обычно начинали жизнь в балете с освоения его основ как языка человеческого тела, танцевали на сцене, а с возрастом становились хореографами, развивали и обогащали танец с учетом требований новых времен. Эти маэстро балета всегда идеально выбирали музыку для своих шедевров. И, возможно, поэтому балет как высочайшее искусство жив и будет жить вечно. В России балет был любим всегда. И сейчас длинные очереди зрителей, стремящихся попасть на балетный спектакль в Кремлевский дворец, или бесплодный поиск билета в Большой театр за месяц до спектакля с уверенностью подтверждают, что любовь к балету стала знамением нашего времени.

Настоящая книга адресована многочисленной и все растущей армии поклонников искусства Терпсихоры. Она содержит развернутое содержание сорока самых знаменитых балетов, созданных за прошедшие 250 лет.

Каждая глава книги открывается историческими заметками о разных эпохах балетного искусства, как правило, связанных с появлением нового балетного пророка, кардинально менявшего устоявшееся за несколько десятков предшествовавших лет русло хореографического течения.

На протяжении последних полутора веков талант и пророческие предвидения нескольких гениев, среди которых мы видим Филиппо Тальони, Жюля Перро, Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Мориса Бежара, Юрия Григоровича и Джона Ноймайера, создали величественное здание современного балета, где истинный поклонник этого изящного искусства может посмотреть тот спектакль, который найдет отклик в его душе. Единственное сожаление вызывает то, что балетное зрелище сиюминутно и исчезает с закрытием занавеса.

Неизменной остается любовь к классическим балетным сказкам, которые украшают репертуары театров всего мира. Наша книга адресована, прежде всего, молодому поколению зрителей, поэтому самые знаменитые балеты представлены на ее страницах в виде развернутых авторских сказок, написанных согласно содержанию приведенных там же коротеньких балетных либретто.

И как бы ни менялся лексический язык танца, в его основе остается великая школа классической хореографии, создававшаяся усилиями балетмейстеров XVIII – XIX веков. Только она способна подготовить исполнителей любого вида танца, носителей балетного пафоса, кантилены и пластики тела, танца душой, передаваемых посредством комбинаций балетных па и прыжков. Только она дарит новым поколениям зрителей неповторимый аромат танца королев и королей балетной сцены.

Порадуемся тому, что балет жив, и его украшением являются феноменальные исполнители нового поколения. Благодаря их зачаровывающему танцу старые балеты смотрятся как перлы сегодняшнего дня. И нет более прекрасной пищи, чем балетный спектакль для сердца и души человека, который умеет любить, страдать и преодолевать невзгоды своей беспокойной жизни.



Содержание

Глава I
Блистательное антре европейской хореографии
Французская революция в искусстве танца10
Тщетная предосторожность16
Хрустальный замок романтического балета20
Сильфида22
Жизель26
Наяда и рыбак40
Падекатр46
Глава II
Золотой век классического балета в России
Труппа Шарля Дидло54
Зефир и Флора58
Французские хореографы в Санкт-Петербурге62
Эсмеральда64
Конек-Горбунок68
Коппелия72
Глава III
Вершина вечного света – балеты Мариуса Петипа
Дом Петипа80
Корсар84
Дочь фараона92
Дон Кихот112
Лебединое озеро122
Баядерка136
Спящая красавица148
Щелкунчик162
Раймонда178
Глава IV
Русский балет против течения
«Русские сезоны» балетной труппы Дягилева в Париже188
Павильон Армиды196
Карнавал200
Шопениана204
Шехеразада208
Видение Розы (Призрак Розы)212
Нарцисс и Эхо216
Петрушка218
Жар-птица222
Послеполуденный отдых Фавна226
Весна священная228
Треуголка230
Аполлон Мусагет236
Глава V
Феномен советского балета
Аура старых афиш242
Красный мак244
Пламя Парижа248
Бахчисарайский фонтан252
Ромео и Джульетта256
Золушка262
Кармен268
Балетный космос Юрия Григоровича272
Каменный цветок278
Легенда о любви282
Спартак286
Иван Грозный292
Золотой век300
Глава VI
Сказки нашего времени
Ролан Пети308
Великий экспериментатор Морис Бежар316
Звездный дождь балетов Ноймайера320
Сон в летнюю ночь328
Хореографические фантазии Бориса Эйфмана332