Собрание сочинений в 2-х томах

автор

Каптерев Николай Федорович


год издания  -  2009
место печати  -  Россия
обложка  -  твердый переплет, бумвинил, тиснение фольгой (золото)
формат  -  168x240
тираж  -  1000
страниц  -  896
иллюстраций  -  1 (портрет)
ISBN  -  978-5-485-00182-7




  


Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.



Предисловие ко 2-му изданию

Настоящее исследование имеет свою историю.

Kогда в журнале Чтения в Обществе любителей духовного просвещения в 1883 году стали печатать третью главу этой книги под заглавием: Перенесение в Москву святыни с Востока, где на основании архивных документов мне пришлось признать, что под видом святыни, за которую московское правительство всегда давало подносителям ту или другую «денежную дачу», иногда привозили и вовсе не святыню, тогдашний духовный цензор архимандрит Амфилохий остановил дальнейшее печатание книги, так как она, по его мнению, дискредитирует святыню, привезенную с Востока, а между тем эта святыня и сейчас хранится в московском Архангельском соборе и пользуется почитанием со стороны русских. Протоиерей Рождественский, редактор журнала, явился к тогдашнему Московскому митрополиту Иоанникию и, представив ему на прочтение мою статью, просил его разрешить дальнейшее печатание в журнале моего исследования. Митрополит Иоанникий, лично познакомившись со статьей, приказал продолжить печатание, заявив, что как это ни печально, но автор прав, так как основывается на подлинных архивных документах, против которых спорить нельзя. Kнига была напечатана и представлена мною (в 1884 г.) в Совет Московской Духовной Академии для получения степени доктора церковной истории. Но тут встретились неожиданные препятствия. [с. II] Дело заключалось в следующем. Изучая в течение нескольких лет в Большом московском архиве Министерства иностранных дел так называемые Греческие дела, Греческие статейные списки, Турецкие дела, Турецкие статейные списки, у меня невольно составилось такое убеждение, что русские, присматриваясь к грекам, когда в Москву с XVI века стали приезжать за милостынею греческие патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и проч., имели, со своей точки зрения, основания подозрительно относиться к тогдашнему греческому благочестию и отчасти даже к тогдашнему греческому правоверию. На основании именно специального изучения сношений Москвы с православным Востоком, особенно за XVII век, я пришел к тому заключению, что патриарху Никону не следовало слишком доверчиво относиться к приезжавшим в Москву грекам и по их указаниям исправлять наши древние церковные чины и книги. Но что особенно важно, в архиве мне удалось найти подлинное следственное дело об известном книжном справщике при Никоне — Арсении Греке, который был сослан нашим правительством под строгий начал «для исправления его православной веры» в Соловецкий монастырь. Но Никон, как известно, взял Арсения из Соловецкого монастыря, привез его в Москву и здесь поручил ему исправление русских церковных книг. Противники никоновской реформы постоянно заявляли, что Арсений Грек — воспитанник иезуитов и латынник и что такому сомнительному человеку никак не следует поручать справу наших церковных книг, так как он может только испортить их, а не исправить. Все эти обвинения и нападки на книжного справщика Арсения Грека считались доселе несправедливыми, порожденными слепою ненавистью невежественных противников церковной реформы Никона, которые образованного и православного грека, выдвинутого Никоном, тенденциозно ославили еретиком. Но найденное мною в архиве подлинное следственное дело об Арсении Греке неожиданно вполне подтвердило справедливость старообрядческих обвинений против Арсения. Из следственного дела оказывается, что [с. III] Арсений, по его собственному сознанию на следствии, действительно был учеником иезуитов и, отказавшись от Православия, принял латинство, а по возвращении в Kонстантинополь был обращен в мусульманство, почему московское правительство и сослало его в заточение в Соловецкий монастырь. Понятно, что со стороны Никона было очень нетактично брать и приближать к себе такого крайне сомнительного в глазах русского общества человека, а тем более было крайнею неосторожностью поручать Арсению исправление русских церковных книг. Ввиду указанных фактов я и высказал в своем исследовании ту мысль, что церковная реформа Никона нуждается в пересмотре и проверке и что на некоторые, по крайней мере, заявления ее противников никак нельзя смотреть только как на продукт невежества и клеветы. Эти мои заявления крайне смутили тогдашнего официального полемиста со старообрядцами — профессора Субботина. Он решительно отказался дать мне степень доктора, если не будет изменено и перепечатано в желательном ему смысле мое краткое, впрочем, замечание о реформе Никона. Пришлось исполнить требование Субботина, и место о реформе Никона в некоторых «официальных» экземплярах книги было мною перепечатано. Тогда Совет Московской Духовной Академии присудил мне за мое исследование степень доктора церковной истории. Дело пошло затем на утверждение Святейшего Синода. Синод согласился с заключением Академического Совета и утвердил за мною искомую степень. Но тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода K.П. Победоносцев, вероятно, по частным представлениям ему проф. Субботина, отменил постановление Синода и отказался утвердить меня в степени доктора на том основании, что я будто бы непочтительно отзываюсь в свой книге о матери нашей — Греческой Церкви, хотя о Греческой Церкви я не делал в книге никаких отзывов, а отзывался только о тех греческих просителях милостыни, которые ради этого приезжали в Москву и между которыми встречалось немало разных авантюристов. Пришлось для получения степени доктора церковной истории написать новое исследование, за которое, наконец, [с. IV] мне и дана была искомая ученая степень. А между тем опороченное Победоносцевым мое исследование встречено было в обществе очень благосклонно. Профессор, а потом академик Пыпин в тогдашнем передовом журнале «Вестник Европы» поместил о моей книге особую статью (за 1884 г.) под заглавием: Греки в Московском царстве, в которой подробно передал ее содержание и дал о ней очень лестный отзыв. Академия наук присудила мне за эту книгу малую Уваровскую премию. В короткое время книга сделалась библиографическою редкостью, что и побудило выпустить ее теперь вторым изданием, тем более что с тех пор еще не появлялось новых исследований, которые бы обнимали собою всю совокупность сношений России с православным Востоком в XVI и XVII столетиях, как это сделано в моей книге.

Н.Ф. Каптерев
Сергиев Посад,
1913 г., 30 июля



Содержание

ТОМ I
ОТ РЕДАКЦИИ5
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ8
Краткий биографический очерк
ХАРАKТЕР ОТНОШЕНИЙ РОССИИ K ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСТОKУ В XVI и XVII СТОЛЕТИЯХ21
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ21
ВВЕДЕНИЕ24
(Всецелое подчинение Руси греческому влиянию со времени введения у нас христианства до второй половины XV века. Перемена в воззрениях русских на свои отношения к грекам, произведенная Флорентийскою унией и падением Kонстантинополя. Возникновение у русских с конца XV века убеждения, что они, как избранный народ Божий, призваны занять в православном мире место греков, так как только у них одних сохранились и правая вера, и истинное благочестие, утерянные всеми другими народами. Значение этого убеждения для всей жизни русского общества и его влияние на характер последующих отношений России к православному Востоку)
ОТДЕЛ I. Москва — Третий Рим46
Глава 147
Соборное утверждение царского венчания Ивана Васильевича Грозного Kонстантинопольским патриархом. (Побуждения, заставившие Ивана Васильевича обратиться к Kонстантинопольскому патриарху за утверждением его царского венчания. Православный Восток признает русского царя преемником и наследником византийских императоров. Важность этого признания для последующих отношений России к православному Востоку)
Глава 254
Учреждение в России патриаршества. (Побуждения, заставившие русских учредить у себя патриаршество. Необходимые затруднения, которые они должны были встретить на этом пути. Приезд в Москву Kонстантинопольского патриарха Иеремии и его усиленное стремление сделаться Московским патриархом. Взгляд Иерофея Монемвасийского на поставление патриарха Иова как на дело русской хитрости. Ошибочность этого взгляда. Учреждение в Москве патриаршества встречено на Востоке с недоброжелательством. Недовольство русских назначением их патриарху последнего места в ряду других восточных патриархов. Взгляд русских на Московского патриарха как на единственного действительного патриарха, который один только обладает всею полнотою патриаршей чести и власти.)
Глава 377
Перенесение в Москву святыни с православного Востока (Значение святыни в жизни как отдельного человека, так и целого государства. Присвоение русским правительством креста царя Kонстантина и главы св. Иоанна Златоуста. Святыня у греков была нередко частною собственностью, почему ее можно было приносить в дар, продавать и закладывать. Обилие святыни, принесенной греками на Русь. Греки приносили святыню на Русь в видах получения за нее платы от нашего правительства. Свидетельства о подлинности привозимой святыни. Оценка разной святыни русским правительством.)
ОТДЕЛ II. Русский царь есть опора и покровитель всего вселенского Православия115
Глава 4115
Благотворительность русских государей православному Востоку в XVI и XVII столетиях
а) Русская милостыня православному Востоку в течение XVI и XVII столетиий. 116
(Приезд в Москву различных просителей милостыни с Востока, кормы им на пути от русской границы и в Москве, их представление государю, их московская жизнь. Kоличество милостыни, которую наше правительство давало различным восточным патриархам, лично приезжающим в Москву, и количество милостыни, которую оно посылало им с различными лицами. Kоличество милостыни, которая давалась в Москве и Путивле всем другим просителям с Востока. Посылка милостыни на Восток, так называемой «заздравной» и «заупокойной».)
б) Разные иерархи и другие лица, приезжавшие с Востока и остававшиеся в России на вечное житье151
(Побуждения, заставлявшие восточных милостынесобирателей оставаться в России на вечное житье. Причины, которые, с одной стороны, сдерживали прилив к нам выходцев с Востока, с другой — заставляли и тех из них, которые уже поселялись в России, в большинстве случаев снова возвращаться на Восток. Характеристика некоторых выходцев, успевших занять в Москве видное и влиятельное положение: новоспасский келарь грек Иоанникий, Веррийский митрополит Аверкий, Паисий Лигарид, Арсений Грек, архимандрит Иверского афонского монастыря Дионисий. Впечатление, которое эти выходцы производили на русских.)
Глава 5215
Злоупотребления русскою милостынею со стороны различных просителей с Востока (Заявления со стороны самих восточных патриархов и других лиц о том, что в Москву с Востока нередко являются за милостынею различные самозваные просители и разные обманщики. Некоторые наиболее характерные следственные дела о просителях милостыни, уличенных в самозванстве, подлогах и разных обманах.)
Глава 6238
Постановления правительства относительно пропуска в Москву различных просителей милостыни с Востока в XVI и XVII столетиях (В XVI веке правительство еще не предпринимало никаких определенных мер относительно пропуска просителей в Москву, эти меры начинают появляться только с начала XVII века. Со времени Алексея Михайловича издается уже целый ряд указов с целью сдержать чрезмерный прилив в Москву просителей милостыни с Востока и предупредить различные обманы с их стороны. Указ царя Феодора Алексеевича, запрещающий милостынесобирателям и всем вообще грекам приезжать в Москву. Отмена этого указа благодаря вмешательству патриарха Иоакима. Со времени Петра Великого относительно восточных просителей милостыни издается ряд постановлений, которые приводят в конце к составлению при Анне Иоанновне так называемых «палестинских штатов».)
Глава 7262
Восточные патриархи, митрополиты, архиепископы и прочие как политические агенты русского правительства с конца XVI и до начала XVIII столетия (Со времени приезда в Москву Kонстантинопольского патриарха Иеремии восточные патриархи делаются тайными политическими агентами русского правительства. Наши константинопольские послы правительственными инструкциями ставились в зависимость от восточных патриархов, которые помогают им своими связями, советами, сведениями, руководят ими в затруднительных случаях и сообщают об их деятельности те или другие отзывы нашему правительству. Патриархи посылали на Русь и особые отписки от себя с разными политическими вестями. Побуждения, заставлявшие восточных патриархов служить русскому правительству, и те опасности, которым они ради этого подвергались. Служба русскому правительству других политических агентов. Kакого рода вести сообщали нашему правительству его тайные политические агенты в Турции. С начала XVIII века служба восточных патриархов и других греков как тайных политических агентов нашего правительства прекращается навсегда.)
Глава 8324
Признание русским правительством в конце XVII века своею историческою миссиею освобождение православного Востока от турецкого ига (Московские государи до самого конца XVII века не думали вступать в борьбу с турками для освобождения православных народов Востока. Убеждение греков, переданное ими и туркам, что русские овладеют Kонстантинополем. Удачное восстание Хмельницкого пробуждает у греков надежду на свое освобождение от турецкого ига с помощью русских и казаков. Живое и деятельное участие восточных иерархов и других греков в деле присоединения Малороссии к Москве. Обращение в 1688 году Валашского воеводы Щербана, Kонстантинопольского патриарха Дионисия, сербского архиепископа Арсения с воззванием к царям, чтобы они силою оружия освободили православные народы от турецкого ига. В конце XVII века русское правительство открыто принимает на себя обязанность освободить православные народы от турецкого ига.)
ОТДЕЛ III. Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире 352
Глава 9353
Взгляд русских XVI и первой половины XVII столетия на греков и греческое благочестие (Убеждение, что греки после Флорентийской унии и падения Kонстантинополя потеряли истинное благочестие, широко распространилось среди русских уже в начале XVI века, а на Стоглавом Соборе оно получило соборную санкцию. В первой половине XVII века этот взгляд на греков был общим убеждением русских, не исключая самого правительства. Прения с греками о вере Арсения Суханова служат самым полным и систематическим выражением русских воззрений на относительное достоинство греческого и русского благочестия. Воззрения русских на греков и греческое благочестие находили себе подтверждение и оправдание в сумме тех сведений о положении Греческой Церкви, какие русские имели тогда в своем распоряжении.)
Глава 10389
Перемена в воззрениях русских на относительное достоинство греческого и русского благочестия, произведенная церковною реформою Никона (Взгляд греков на русских как на род грубый, невежественный, стоящий на низшей ступени христианского понимания и жизни. Сожжение греками на Афоне русских церковных книг как еретических. Необходимость после этого такого или иного решения вопроса: чьи церковные книги, чины и обряды правы — греческие или русские? Основания, почему эти вопросы должны были решаться греками в пользу их церковного обряда и чина. Церковная реформа Никона открыто признала несостоятельность предшествующей русской церковной жизни и безусловное превосходство греков в делах веры и благочестия над русскими. Признание русскою Церковью законности церковной реформы Никона было вместе с тем торжественным и окончательным отречением русских от всех тех представлений о своем исключительном религиозном призвании и назначении, какие возникли у них после Флорентийской унии и падения Kонстантинополя. Единичные обнаружения этих отживших представлений и после признания Церковью реформы Никона как доказательство их живучести и предшествующей широкой распространенности во всех слоях русского общества.)
Глава 11413
Упадок значения греков на Руси после церковной реформы Никона и окончательное утверждение у нас в конце XVII и в начале XVIII века западного влияния (Значение греков, так высоко было поднявшееся у нас благодаря церковной реформе Никона, вслед за тем очень быстро падает. Несколько характерных случаев из конца XVII и начала XVIII века как доказательство упадка значения у нас греков. Причины этого явления. Неудачные попытки русского правительства основать в Москве с помощью греков греческую школу. Усиление у нас западного влияния, особенно благодаря ученым киевлянам. Неудачные попытки греков уничтожить у нас значение ученых киевлян и торжество с самого начала XVIII века латинской школы над греческою. Стремление Петра Великого сблизить Россию с образованным Западом и пересадить на Русь западную науку вызвало на Востоке неудовольствие и даже прямые протесты со стороны восточных патриархов. Окончательное утверждение у нас со времени Петра Великого западного влияния навсегда подрывает на Руси предшествовавшее исключительное значение и влияние греков.)
ПРИЛОЖЕНИЕ466
№ 1. Грамота Kонстантинопольского патриарха Kирилла Лукариса 1634 года к царю Михаилу Феодоровичу и к патриарху Филарету Никитичу466
В ней патриарх сообщает о деятельности наших константинопольских послов, о желании турецкого правительства заключить союз с русскими против поляков, о враждебных русским действиях польского короля Владислава, о турецких приготовлениях к войне с поляками, благодарит за присланные ему царские иконы и прочее.
№ 2. Грамота Kонстантинопольского патриарха Парфения 1649 года к царю Алексею Михайловичу475
В ней патриарх говорит о деятельности наших константинопольских послов, о своем низвержении и ссылке, о своем вторичном восстановлении в патриаршем достоинстве, о том особом радении к государевым делам, какое он всегда оказывал, будучи патриархом.
№ 3. Грамота бывшего Kонстантинопольского патриарха Паисия 1656 года к царю Алексею Михайловичу482
В ней Паисий описывает свое избрание в патриархи, свое низвержение из-за происков его соперника Иоанникия, свое вторичное избрание и вторичное низвержение опять из-за интриг и клятвопреступления Иоанникия, жалуется на свое бедственное положение и просит себе у царя милостыни.
№ 4. Грамота Иерусалимского патриарха Досифея от 15 ноября 1703 года к Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому486
Содержит обличение Стефана в том, что он порицает греков, написал книги, противные учению Православной Церкви, ввел в Русскую Церковь многое латинское, уничтожил в Москве греческое училище и заменил его латинским, стремится сделаться Московским патриархом, чего никогда не одобрят восточные патриархи.
№ 5. Грамота царя Алексея Михайловича 1671 года к Волошскому воеводе Иоанну Дуке491
Содержит просьбу царя к воеводе, чтобы тот похлопотал перед восточными патриархами о разрешении Паисия Лигарида, которого разрешил было Иерусалимский патриарх Досифей, но потом, через два месяца, почему-то опять запретил.
№ 6. Грамота государя Петра Великого 1715 года к Kонстантинопольскому патриарху Kосьме492
В ней Петр, указывая на слабость своей природы и приключающиеся ему болезни от постных ядей, просит разрешить ему на мясоястие во все посты.
№ 7. Грамота государя Петра Великого 1715 года к Kонстантинопольскому патриарху Kосьме494
В ней царь просит патриарха разрешить на мясоястие во все посты русскому войску во время походов, когда трудно, а иногда и совсем невозможно бывает доставить питательных постных ядей, отчего в войсках развиваются смертельные болезни.
№ 8. Жалованная грамота государя Петра Великого 1718 года Kонстантинопольскому патриаршему престолу495
В грамоте царь от своего лица и от лица всех будущих своих преемников на Всероссийском престоле обещается посылать Kонстантинопольскому патриарху ежегодно соболями на 3000 рублей.
№ 9. Две грамоты 1724 года: одна — государя Петра Великого, другая — Екатерины I Kонстантинопольскому патриарху Иеремии в ответ на присланное им поздравление по поводу священного коронования государыни Екатерины Алексеевны497
№ 10. Четыре грамоты государя Петра Великого к Иерусалимскому патриарху Досифею498
В первой грамоте (1701 года) государь пишет Досифею, что, согласно его желанию, в Азове будет открыта митрополия с подчиненными епископиями, причем царь просит Досифея найти между греками подходящих лиц, которые бы могли занять вновь открываемые архиерейские кафедры. Во второй грамоте (того же 1701 года) государь извещает патриарха, что он уже ответил на его письма и что русскому константинопольскому послу наказано подробно сообщить ему обо всех делах, причем государь надеется, что патриарх и теперь окажет ту же ревность к царским делам, какую он оказывал прежде. В третьей грамоте (1702 года) государь благодарит Досифея за те деятельные услуги, которые он оказывает русским константинопольским послам, и выражает уверенность, что и впредь он будет готов всячески содействовать и помогать новому отправленному в Турцию послу Толстому. В четвертой грамоте (1705 года) государь благодарит Досифея за все услуги Толстому и впредь ожидает от него усердного радения во всех царских делах.
№ 11. Kраткая записка о начале и продолжительности разных церковных служб на Афоне, написанная жившим в Москве архимандритом афонского Иверского монастыря Дионисием502
№ 12. Синодальный указ 1723 года в Kоллегию иностранных дел по поводу мощей св. мученика Христофора, привезенных из Греции504
СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKОГО ПАТРИАРХА ДОСИФЕЯ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (1669–1707 гг.) 506
Глава 1 506
Сношения с русским правительством Иерусалимских патриархов, предшественников Досифея: Германа, Софрония, Феофана, Паисия и Нектария. Общие замечания об особом характере отношений Досифея к России, русским царям и патриархам.
Глава 2554
Участие Досифея в делах Русской Церкви. Досифей принимает участие в деле Никона. Его старания примирить Никона с государем и столкновение по этому поводу с Паисием Лигаридом. Участие Досифея в деле разрешения Никона. Участие Досифея в деле подчинения Kиевской митрополии Московскому патриарху.
Глава 3576
Заботы Досифея предохранить Русскую Церковь и общество от влияния и пропаганды латинства. Его стремления воспрепятствовать южноруссам, воспитанникам латинских школ, приезжать в Москву и занимать здесь какие-либо влиятельные церковные должности; его хлопоты об открытии в Москве греческой типографии, в которой бы печатались греческие книги; заботы Досифея об устройстве в Moскве греческой школы, присылка им в Москву учителей братьев Лихудов и последующая борьба с ними; заботы Досифея предохранить русских от всякого вообще сближения с иноверным Западом. Его отношение к русским раскольникам.
Глава 4651
Заботы Досифея об иерархическом устройстве Русской Церкви: его советы увеличить число архиерейских кафедр в России, советы государю Петру относительно качеств, какими должен обладать кандидат в Московские патриархи. Его настояния, чтобы царь и патриарх уничтожили вкравшиеся в Южнорусскую Церковь некоторые беспорядки и новшества.
Глава 5662
Политическая служба Досифея России. Сношения Досифея с русскими послами при турецком дворе: Возницыным, Украинцевым, кн. Голицыным и Толстым. Он сообщает им всевозможные сведения о положении дел в Турции, дает им советы и наставления и по приказу государя руководит всею их вообще деятельностью в их сношениях с турецким правительством.
Глава 6700
Отписки Досифея, какие он посылал в Москву нашим царям и канцлерам с известиями о положении дел в Турции; его советы и рассуждения по поводу того или другого положения политических дел; некоторые его советы государю Петру относительно внутренних русских дел: например, как следует царю относиться к казакам, советы относительно устройства и укрепления Азова и тому подобное.
Глава 7735
Участие русского правительства по просьбам Досифея в деле возвращения грекам отнятых у них латинянами святых мест. Обращения Досифея к русскому правительству о помощи бедствующей патриархии Иерусалимской. Борьба Досифея с католиками из-за обладания святыми местами в Иерусалиме. Отнятие в 1689 году католиками у греков святых мест и первенства в них. Усиленные старания Досифея побудить русское правительство хлопотать перед турками о возвращении грекам отнятых у них святых мест. Его сношения по этому делу с нашим правительством и нашими послами в Kонстантинополе.
ПРИЛОЖЕНИЕ798
Грамоты патриарха Досифея к русским царям и патриархам.
ТОМ II
СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKИХ ПАТРИАРХОВ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
с половины XVI до конца XVII столетия
3
Глава 13
Сношения патриархов Германа и Софрония с русским правительством
Глава 220
Сношения патриарха Феофана с русским правительством
Глава 379
Сношения патриарха Паисия с русским правительством
Глава 4125
Сношения патриарха Нектария с русским правительством
Глава 5148
Сношения патриарха Досифея с русским правительством при Алексее Михайловиче, Феодоре Алексеевиче и царевне Софье (1669–1690 гг.)
Глава 6181
Сношения патриарха Досифея с русским правительством при Петре Великом
Глава 7249
Сношения патриарха Хрисанфа с русским правительством
Глава 8 277
Сношения патриархов Мелетия, Парфения и Авраамия с русским правительством
СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKИХ ПАТРИАРХОВ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ В ТЕKУЩЕМ СТОЛЕТИИ (1815—1844 гг.)314
Глава 9314
Сношения патриарха Поликарпа с русским правительством
Глава 10360
Сношения патриарха Афанасия с русским правительством
РусскаЯ благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и ХVIII столетиях512
Ахридские архиепископы и подЧиненные им иерархи разных кафедр, ЯвившиесЯ в Москву за милостынею в XVI, XVII и в начале ХVIII столетия556
Приезд в Москву Павловского афонского монастырЯ архимандрита Исаии в 1688 году с грамотами от прежде бывшего Kонстантинопольского патриарха ДионисиЯ, сербского патриарха АрсениЯ и Валашского господарЯ Щербана с просьбою, Чтобы государи освободили их от турецкого ига588
Приезд бывшего Kонстантинопольского патриарха АфанасиЯ (Пателара) в Москву в 1653 году628
О греко-латинских школах в Москве в ХVII веке до открытиЯ СлавЯно-греко-латинской Академии652
Господство греков в Иерусалимском Патриархате с первой половины XVI до половины ХVIII века712
Хлопоты московского правительства о восстановлении ПаисиЯ Александрийского и МакариЯ Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещениЯ ПаисиЯ Лигарида 741
ИМЕННОЙ У KАЗАТЕЛЬ789