Христианский смысл жизни

автор

Св. Иоанн Кронштадтский



год издания  -  2008, второе издание
место печати  -  Россия
тираж  -  5000
формат  -  84х108
страниц  -  576
иллюстраций  -  нет
обложка  -  препрес. матовой пленки, теснение фольгой (золото), УФ-лак
ISBN  -  978-5-485-00132-2
 




  



В книгу вошли статьи и записи святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908), написанные им в разные годы, но объединенные одной темой — для чего живет человек, в чем смысл жизни.

об авторе

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, СВ. (в миру Иван Ильич Сергиев) (1829–1908/1909), церковный деятель, проповедник и духовный писатель. Родился в семье сельского церковного причетника Архангельской епархии 19 (31) октября 1829. Окончив Петербургскую духовную академию, вскоре, в 1855, приступил к пастырскому служению в Андреевском (Морском) соборе Кронштадта. Преподавал также Закон Божий в учебных заведениях Кронштадта, активно занимаясь с 1880-х годов и широкой благотворительностью в этом городе. Основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют.

Занимая сравнительно скромное положение в церковной иерархии – до конца жизни он оставался протоиереем и настоятелем своего, правда очень большого, собора, – отец Иоанн со временем занял выдающееся и по-своему уникальное место в русском послереформенном обществе. Во время литургии объединял толпы верующих, погружая их в состояние молитвенного экстаза. Эта соборная связь укреплялась и его даром целителя, подтвержденном многочисленными документальными свидетельствами. Ко всему этому следует добавить талант проповедника: в точных и достаточно простых, лишенных риторической красивости словах он призывал общество к покаянию, живописуя ближайшую историческую перспективу как грядущий «всемирный потоп», в котором «мир Божий вооружился в месть Божиим врагам» (Слова на новый, 1907 год). Нагнетаемый прессой ажиотаж вокруг «народного святого» (в сатирически-зашифрованной форме отраженный в рассказе Н.С.Лескова Полунощники; 1890) порой служил ему дурную службу: в 1880-е годы образовалась даже особая секта «иоаннитов», почитавшая его как новое воплощение Иисуса Христа.

На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского, расходившиеся в массе переизданий очень большими тиражами; центральное место среди них занимает Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (1894). Скончался кронштадтский подвижник 20 декабря 1908 (2 января 1909). Причисленный к лику святых сперва Русской православной церковью за границей, в 1990 был прославлен и Русской православной церковью: память преподобного отмечается в день кончины 20 декабря (2 января). Мощи его находятся в Свято-Иоанновском женском монастыре Петербурга.


 
 

Предисловие

Имя святого праведного Иоанна Kронштадтского известно каждому православному христианину. Своей праведной жизнью, силой своей веры и пламенной молитвы он совершил множество чудес. Тысячи людей он исцелил физически, но во много раз больше людей исцелил духовно, привел к истинной вере — к Святому Православию. В 2008 году православные христиане будут отмечать 100-летие святой праведной кончины великого русского святого. Но за прошедшие сто лет Кронштадтский пастырь совершил еще множество чудес, духовно пребывая с возлюбленным Отечеством и народом православным. Вся его земная жизнь, его молитвенная помощь нам являются истинным примером и доказательством истины Святого Евангелия. Удобоносимые бремена возложил на нас Господь: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Все, что написано в Евангелии, может исполнить человек. Человек может стать сонаследником Божиим (см. Рим. 8, 17) и получить спасение во Христе Иисусе с вечною славою (2 Тим. 2, 10). Но необходимо иметь веру в истинность слов Господа и исполнять Его заповеди.

Кронштадтский чудотворец исполнил заповеди и как опытный пастырь нас, народ православный, может научить исполнять их. Поэтому вдумчиво и внимательно будем вчитываться в его слова, сохраняя в своем сердце каждую крупинку его мудрых мыслей.

В данный сборник мы включили те произведения отца Иоанна, которые касаются духовной жизни человека. Это — «Христианская философия», рассматривающая важнейшие принципы жизни человека в Церкви, а главное — смысл и назначение великих Таинств; «Богопознание и самопознание» — книга, ясно дающая понять, что одно невозможно без другого и что, ища себя, человек всегда косвенно ищет Бога; «Живое слово мудрости духовной» — подарок всем христианам, духовное учительство; и две главы из книги «Живой колос с духовной нивы», посвященные земному пути человека и его ответственности перед Богом, что собственно и составляет предмет нашей книги.

Стиль сочинений, которые помещены в эту книгу, напоминает дневник. Но от жанра дневника в произведениях святого Иоанна Kронштадтского — только принцип фрагментарности. Надо заметить, что бесструктурность в его книгах — только кажущаяся. На самом деле каждый последующий фрагмент либо дополняет, либо проясняет каждый предыдущий, и все вместе образует собой единую смысловую и эмоциональную ткань. Его слог не всегда безупречен, его стиль может показаться чересчур хвалословным, выражаясь его же языком, и где-то даже смешным. Но за этими легкими шероховатостями сильнее ощущается движение его души, стремящейся навстречу ищущему человеку. Это помощь видящего и знающего, где Свет, незрячему.

Стиль и принцип записей батюшки не слишком менялся с течением времени. Так, например, его записи, которые составили книгу «Богопознание и самопознание», относятся к 1861 году, а самые поздние из записей, которые попали в наш сборник, — к 1907–1908 годам. Если сравнивать эти книги между собой, читать их одновременно, вперемежку или одну за другой, сложно будет догадаться, что разница во времени написания — без малого 50 лет. Они как будто написаны на одном дыхании, в одно время, в одном состоянии духа.

Эта книга обращена к людям и верующим, и сомневающимся, и наполовину стоящим у ворот храма. Она обращена к человеку вообще. Св. Иоанн Kронштадтский обращается к каждому из нас как к образу и подобию Божию, он пытается дать нам руководство к самопознанию и самосовершенствованию.


Содержание

Предисловие3
Христианская философия6
Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта242
Живое слово мудрости духовной370
Живой колос с духовной нивы (3-я и 4-я главы)485