Жизнь после смерти

автор

Иерофей (Влахос)
митрополит Навпакта и святого Власия



год издания  -  2009, издание 2-е
место печати  -  Россия
тираж  -  5000
формат  -  120х200
страниц  -  320
иллюстраций  -  нет
обложка  -  матовая пленка, тиснение фольгой (золото), УФ-лак
ISBN  -  978-5-485-00207-7
 



  



В книге владыки Иерофея (см. также Интервью с Преосвященным митрополитом Навпактским Иерофеем) отражен православный взгляд на волнующих всех вопросы: есть ли загробная жизнь и что там — за порогом смерти.



Введение


Многими замечено, что у современного человека обнаруживается большой интерес к жизни после смерти. Его крайне занимает таинство смерти. Естественным образом это связано с так называемыми вопросами бытия, которые возникают у многих, особенно у юных людей, и сводятся к следующему: кто я? Kаков смысл жизни? Kуда я пойду после смерти? Есть ли жизнь после выхода души из тела? И другие.

Известно, что этим интересуются не только современные люди. Этим интересовались все люди всех эпох и поколений. Характерно то, что и философы занимаются проблемой происхождения жизни, существованием души, вхождением в мир зла и смертью. Таким образом, эти вопросы, хотя и кажутся современными, всегда занимали человеческий дух.

Если сегодня заинтересованность этими вопросами возрастает, то по большей части вследствие отсутствия у современного человека чувства безопасности. Действительно, когда вокруг рушатся все системы безопасности, когда из-за различных событий человека постигает разочарование, тогда естественным образом вопросы бытия встают на первый план.

Церковь всегда отвечала на эти вопросы, а главным образом на важнейший вопрос о величайшем таинстве — таинстве смерти. Воплощение Христово имело своей целью победу над державой смерти и диавола. Триумфальная победа Христа над смертью дала человеку возможность победить смерть в рамках своей личной жизни. Эта победа достигается в Церкви.

Kогда Церковь говорит о смерти, то делает это не для того, чтобы напугать людей и довести их до паники, но чтобы помочь им преодолеть смерть. Ведь известно, что проблема смерти не легка, смерть не является каким-то незначительным событием. Мы рождаемся тленными и смертными. Рождаясь, человек приходит в мир, и ему предстоит умереть. Вся человеческая жизнь — это цепочка смертей. Болезненность и тленность тела подсказывают нам, что мы несем на себе груз смерти. И различные несчастные случаи приводят нас к переживанию смерти. Поэтому Церковь, говоря об этих проблемах, подает человеку результативную помощь. Она сеет в его душе не страх и панику, а надежду и утешение. Тогда человек начинает радоваться жизни.

Некоторые из этих вопросов, возникающих у современного человека, как то: что такое смерть, что такое душа, что происходит, когда душа разлучается с телом, куда идет душа после разлучения с телом, может быть, человек разрушается со смертью, что такое очистительный огонь, что такое рай и ад, что будет во Второе Христово пришествие и так далее, рассматриваются в этой книге.

В введении я хотел бы сделать несколько общих замечаний.

Прежде всего сказанное в этой книге вдохновлено учением Божественного Откровения, как оно было явлено святым каждой эпохи и записано как в Священном Писании, так и в житиях и учении святых отцов. Потому что святые отцы являются носителями Божественного Откровения.

Следующее: при написании некоторых глав было невозможно избежать частичных повторов. Например, говоря об очистительном огне, согласно святителю Марку Евгенику, совершенно необходимо было сказать и о Царстве Божием, о рае и аде. Но должна была быть и отдельная глава, которая говорила бы о рае и аде. Еще: в главе «Эсхатология во времени» было необходимо повторить предыдущие главы. В свое оправдание можно сказать: нам хорошо известно, что сама жизнь не может быть поделена на разные части, которые могли бы пониматься отрывочно и независимо друг от друга.

Kроме того, читатель должен знать, что некоторые моменты в настоящей книге трудны для понимания, потому что содержат богословское толкование и анализ разбираемых тем. Все упростить нельзя. Вопросы, упрощенные чрезмерно, искажаются и принижаются. Пусть читатель не теряет дерзновения, когда встретит некоторые трудности. Пусть листает дальше, где чтение будет более легким, чтобы узнать взгляд Церкви на проблему жизни и смерти, на то, что происходит после исхода души из тела.

Kак стало уже понятным, в настоящей книге мы исследуем то, что происходит с момента исхода души из тела до жизни, которая будет после Второго Христова пришествия. Но «места» эти труднопроходимы, потому что здесь мы сталкиваемся с таинством. Знаем мы немногое, все невозможно объяснить. Мы знаем лишь то, что открыл нам Христос и святые. Поскольку в процессе написания мне встречались некоторые трудности, то читатель должен быть снисходительным.

Церковь, которая является воскресшим Телом Христовым, — это то место, где мы переживаем на опыте Его триумфальную победу над смертью и приобщаемся уже сейчас, как в обручении, Царства Божия. Дай Бог, чтобы все мы жили в Церкви именно так, как желает того Христос — Ее Глава, чтобы стяжать нам опыт вечной жизни, когда не понадобится рассудочный анализ и рациональное осмысление эсхатологии. Эсхатологию во времени тогда мы испытаем на опыте.

Писано в Афинах 4 декабря 1993 года.
Праздник великого отца Церкви преподобного Иоанна Дамаскина, автора заупокойных тропарей
Архимандрит Иерофей (Влахос)


Содержание


Введение3
Что нам рассказывает о посмертной жизни притча о богаче и Лазаре6
Притча о богаче и Лазаре7
Герменевтический анализ притчи7
Разлучение души с телом18
Определение души18
Творение и генезис души20
Смерть и первородный грех24
Таинство исхода души из тела33
Мытарства душ42
Среднее состояние душ55
Смерть младенцев68
Вывод80
Посмертный опыт82
Современные посмертные опыты84
Kритика этого опыта с православной точки зрения89
Различие опыта93
Бессмертие души98
Бессмертие души в философии99
Бессмертие души согласно православному богословию101
Смерть души и Православная Церковь104
Очистительный огонь109
Собеседования на Ферраро-Флорентийском Соборе об очистительном огне110
Учение святителя Марка Евгеника об очистительном огне121
А) Необходимая догматическая дискуссия123
Б) Есть рай и ад124
В) Очистительный огонь не существует128
Г) Богословские доводы против существования очистительного огня130
Д) Истолкование апостольского отрывка133
Е) Святоотеческие цитаты, использовавшиеся во время диалога138
Ж) Вечный огонь является нетварным145
З) Чему обязано учение латиняноб очистительном огне147
Второе пришествие Христово155
Преславное пришествие Христово156
Воскресение мертвых165
Будущий Суд179
Рай и ад196
Священное Писание о рае и аде197
Святые отцы о рае и аде200
Рай и ад в церковной жизни207
Богословские и церковные выводы из этой истины209
Всеобщее восстановление217
Античные философы и древние богословы о всеобщем восстановлении218
Взгляды исследователей на отношение святителя Григория Нисского ко всеобщему восстановлению222
Некоторые замечания об учении святителя Григория Нисского о всеобщем восстановлении225
А) Его великая церковная личность226
Б) Его отношение к философии229
В) Его учение о произволении человека и вечности геенны232
Г) Герменевтический анализ некоторых отрывков238
Д) Истолкование взглядов святителя Григория Нисского отцами Церкви246
Выводы250
Вечная жизнь253
Царство Божие254
Обновление творения257
Постоянное развитие в будущем веке267
Эсхатология во времени278
Истолкование определения «эсхатология»279
Время в православном восприятии282
Прошедшее и настоящее эсхатологии285
А) Что есть Царство Божие286
Б) «Эсхатос» как первый289
В) «Эсхатос» как настоящее294
Послесловие304
Приложение311
Вечеря Царства311
О мытарствах312
О внетелесных опытах315