В вашей корзине нет товаров. |
Внимание! 27.04, 3.05, 8.05 магазин работает до 15-00 28.04 - 1.05, 9.05-10.05 выходные дни. Заказы на сайте принимаются круглосуточно.
Докладчик – философ Виктор Аксючиц, автор только что вышедшей книги «Миссия России». Диспут и был оригинальной формой презентации новой книги.
Ведущий – к.ф.н. Сергей Шаракшанэ – предварительно разослал участникам диспута тезисы-вопросы, отражающие содержание книги «Миссия России». Было подчеркнуто, что автор придерживается религиозной точки зрения на то, каким национальным характером обладает русский народ, каковы его духовные идеалы, какова русская идея и историческая миссия. С этой позиции он дает объяснение прошлого, настоящего и будущего России.
Ведущий обратился к участникам: у такой позиции есть как сторонники, так и противники. Кто прав? И пригласил в споре попытаться найти истину!
Для дискуссии были разосланы тезисы книги:
1. История не есть просто позитивистский набор и классификация исторических «фактов», она имеет религиозное измерение. В этом докладчик идет дальше таких глубоко верующих историков, как Сергей Соловьев и Владимир Ключевский, которые не распространяли свое религиозное мировоззрение на историю, то есть их подход к истории вполне может разделить и атеист.
2. История любого народа (в первую очередь – русского) есть судьба исторического субъекта, обладающего не только телом, но и вечной соборной душой. Зная судьбу такого исторического субъекта, можно попытаться описать его душу, характер, смысл его жизни и смысл содеянного.
3. Судьба русского народа – это судьба единого национально-государственного организма, сформированного Православием. Православие соответствует русскому характеру, национальному природному генотипу. В частности, после татаро-монгольского нашествия народ возрождался через религиозное обновление, через православное преображение. Русская Православная Церковь сохранила единство народа, подвигла восстановить и государственное единство.
4. И напротив: то, что марксистская коммунистическая идеология единоприродна русскому национальному характеру – это миф, который разбивается тем, что большевистская революция закончилась кровавой гражданской войной, уничтожившей миллионы. То, что коммунистическая идеология чужда русскому характеру, подтверждается и тем, что русский народ сам «переварил» коммунистическую «заразу»; август 91-го – это стихийная революция освобождения.
Ведущий предложил оригинальную форму дискуссии, которая началась с двадцатиминутной разминки – присутствующие могли кратко ответить на вопрос «Есть ли у России миссия?». Затем двадцатиминутный доклад автора книги. Вопросы к автору не предполагались, участники сразу перешли к дискуссии. После чего было дано слово трём «содокладчикам», выражающим различный подход к теме. В конце автор высказал свое резюме, а ведущий подвел итоги.
Понятно, что позиции участников по отношению к заданной теме сразу же резко разделились: те, кто считал себя атеистом, отрицали возможность какой-либо «миссии России». Участники с религиозным мировоззрением предложили разнообразное толкование темы
Автор определил жанр книги: историософия России. Религиозному сознанию открыто и то, что известно сознанию атеистическому, ибо субъекты того и другого живут и ориентируются в материальном мире. К тому же практически все современные христиане пришли к вере в сознательном возрасте, то есть имеют опыт атеистического мировоззрения. Но помимо материального, натуралистического измерения религиозному сознанию открыт опыт духовного измерения бытия, в свете которого реалистичнее видится материальный мир, что позволяет более адекватно в нем ориентироваться. Таким образом, религиозное мировоззрение расширяет и углубляет сознание. Этот тезис сразу подтвердился ходом дискуссии – атеисты резко отрицали какой-либо смысл в религиозной трактовке истории.
Докладчик убежден, что религиозный подход позволяет более глубоко понять смысл русской истории, объяснять очевидные, казалось бы, факты, которые вовсе не очевидны для современного общественного сознания. Этот подход был продемонстрирован содокладчиками: священником Владимиром Соколовым – богословом, автором нескольких книг, в том числе книги «Младостарчество»; Львом Регельсоном – физиком по профессии, богословом и историком Церкви по творческому призванию (автор знаменитой в семидесятые годы книги «Трагедия Русской Церкви»). Талантливо со своим оригинальным мнением выступили по теме трое молодых людей. По мере дискуссии к ней присоединялись и те, кто зашел в магазин для покупки какой-либо книги.
Дискуссия была жаркой, вместе с тем, вполне толерантной. Ведущий к месту заострял проблемы, обобщал темы, уточнял вопросы. Подводя итоги, он заключил, что к концу дискуссии наметилось какое-то понимание миссии России и необходимость религиозного подхода к истории. Понятно, что для более полного понимания актуальной темы желательно прочитать книгу «Миссия России».
Участникам явно не хватило отведенных организаторами полутора часов, поэтому большинство продолжило обсуждение в приватных разговорах.